Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/2/20149

Организация может учесть в качестве представительских расходов затраты на официальный прием и обслуживание физлиц, являющихся ее фактическими или потенциальными клиентами.

Вопрос: Основным видом деятельности банка является кредитование и предоставление финансовых услуг физлицам. Специфика банковского розничного бизнеса предусматривает необходимость проведения многочисленных встреч - переговоров с физлицами, являющимися фактическими либо потенциальными клиентами банка, в том числе VIP-клиентами.

Согласно "пп. 22 п. 1 ст. 264" НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

В то же время перечень предусмотренных "ст. 264" НК РФ прочих расходов, связанных с производством и реализацией, является открытым, так как согласно "пп. 49 п. 1 ст. 264" НК РФ к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, могут быть отнесены и другие не поименованные в данном перечне расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

Поскольку затраты банка направлены на поддержание сотрудничества и повышение лояльности привлеченных клиентов, а также на развитие бизнеса путем привлечения новых клиентов, данные расходы являются экономически обоснованными, соответствуют требованиям "ст. 252" НК РФ, и не противоречат требованиям, предъявляемым "ст. 264" НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Вправе ли банк уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму представительских расходов, осуществляемых банком при проведении официальных приемов, переговоров и (или) обслуживании физлиц, являющихся как фактическими, так и потенциальными клиентами банка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/2/20149

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Из письма следует, что в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества банк осуществляет представительские расходы на официальный прием и обслуживание физических лиц, являющихся как фактическими, так и потенциальными клиентами банка.

В соответствии с "п. 1 ст. 252" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

"Подпунктом 22 п. 1 ст. 264" НК РФ определено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном "п. 2 ст. 264" НК РФ.

Согласно "п. 2 ст. 264" НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Вышеуказанное положение относит к представительским расходам расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, однако полагаем, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами организации.

Одновременно сообщаем, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период ("п. 2 ст. 264" НК РФ).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.06.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).