Письмо Минфина России от 31.07.2013 N 03-03-06/4/30650

Задолженность по учтенным ранее в составе доходов штрафам, пеням и иным суммам, которые начислены за нарушение условий договора, может быть признана безнадежной и включена во внереализационные расходы.

Если согласно государственному контракту, заключенному от имени России, у должника возникают денежные обязательства непосредственно перед РФ как публично-правовым образованием, заказчик не учитывает в доходах (расходах) задолженность по уплате сумм штрафных санкций в соответствии с таким контрактом.

Вопрос: Между бюджетным учреждением (государственным заказчиком) и ООО заключен государственный контракт на осуществление строительства и оснащение производственно-складского комплекса. Указанный контракт был расторгнут государственным заказчиком в апреле 2009 г. в одностороннем порядке. На момент расторжения контракта у ООО имелась задолженность перед бюджетным учреждением. В арбитражный суд было направлено исковое заявление о взыскании задолженности. Суд вынес решение о взыскании с ООО суммы долга и неустойки.

Решением арбитражного суда области ООО было признано несостоятельным (банкротом). В реестр требований кредиторов была включена дополнительная сумма по заявлению бюджетного учреждения в связи с ненадлежащим выполнением ООО обязательств по контракту.

Согласно "пп. "д" п. 39" Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 N 716 в случае возбуждения дела о банкротстве в отношении поставщика товаров (исполнителя работ, услуг), которому был выплачен аванс, государственный заказчик сообщает об этом в Федеральную налоговую службу для ее участия в представлении в делах о банкротстве.

В соответствии с "Постановлением" Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

В соответствии с "ч. 1 ст. 48" АПК РФ суд по ходатайству бюджетного учреждения определил произвести замену первоначального кредитора на ФНС России.

Каков порядок учета в целях налога на прибыль дебиторской задолженности, переданной бюджетным учреждением в порядке процессуального правопреемства ФНС России?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 июля 2013 г. N 03-03-06/4/30650

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о списании дебиторской задолженности, переданной учреждением в порядке процессуального правопреемства Федеральной налоговой службе, и сообщает следующее.

В связи с отсутствием в письме достаточной информации предоставить ответ по существу поставленного вопроса не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что при признании задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли организаций следует руководствоваться "п. 2 ст. 266" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с указанным "пунктом ст. 266" НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным "законом" от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Суммы безнадежной задолженности включаются в состав внереализационных расходов на основании "пп. 2 п. 2 ст. 265" НК РФ.

На основании указанной "нормы" налогоплательщик вправе включить для целей налогообложения во внереализационные расходы в том числе сумму задолженности по ранее учтенным в составе доходов штрафам, пеням и (или) иным санкциям за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытков или ущерба, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу.

При этом отмечаем, что в случае, если в соответствии с государственным контрактом, заключенным от имени Российской Федерации, соответствующие денежные обязательства у должника возникают непосредственно перед Российской Федерацией как публично-правовым образованием, отражение в доходах и расходах задолженности по уплате штрафных санкций по государственному контракту у заказчика не производится.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

31.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).