Письмо Минфина России от 31.07.2013 N 03-11-11/30736

Если один предприниматель привлекает другого к осуществлению облагаемой ЕНВД деятельности на основании гражданско-правового договора, то исполнитель вправе применять в отношении получаемого вознаграждения общий режим или УСН. При определении заказчиком физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" данный исполнитель не учитывается.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель оказывает парикмахерские услуги населению и уплачивает ЕНВД. Имеется штат работников из 2 человек. Физическим показателем при исчислении ЕНВД является количество работников, включая ИП. ИП заключает договор возмездного оказания услуг со сторонним ИП, который оказывает те же услуги от имени первого (выручка поступает первому ИП) и получает вознаграждение.

Какую систему налогообложения следует применять стороннему ИП при получении доходов в виде вознаграждения? Следует ли ИП учитывать при исчислении ЕНВД стороннего ИП?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 июля 2013 г. N 03-11-11/30736

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке исчисления суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 1 п. 2 ст. 346.26" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским "классификатором" услуг населению.

Исходя из "ст. 346.27" Кодекса к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским "классификатором" услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

При этом согласно "п. 1 ст. 730" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору бытового подряда, в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг, подрядчик обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу.

На основании "ст. 706" ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). При этом подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

В этом случае налогоплательщиком единого налога на вмененный доход признается генподрядчик, оказывающий физическим лицам платные бытовые услуги на основе договоров бытового подряда. При этом деятельность, осуществляемая организациями и (или) индивидуальными предпринимателями - субподрядчиками в соответствии с договорами, заключаемыми с генеральным подрядчиком, может облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

Одновременно обращаем внимание, что согласно "ст. 346.29" Кодекса при исчислении единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг применяется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

"Статьей 346.27" Кодекса установлено, что под количеством работников понимается средняя за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

Для определения средней численности работников с 1 января 2012 г. следует руководствоваться "Указаниями" по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(М) "Основные сведения о деятельности организации", утвержденными Приказом Росстата от 24.10.2011 N 435 (далее - Указания).

Согласно "п. 77" Указаний в среднюю численность работников включается, в частности, средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

"Пунктом 83" Указаний установлено, что средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, за месяц исчисляется по методологии определения среднесписочной численности. Эти работники учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения.

При этом в среднюю численность работников, выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, не включаются, в частности, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, заключившие с организацией договор гражданско-правового характера и получившие вознаграждение за выполненные работы и оказанные услуги.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, привлекающий в целях оказания физическим лицам парикмахерских услуг стороннего индивидуального предпринимателя в рамках договора возмездного оказания услуг, учитывать такого предпринимателя при расчете суммы единого налога на вмененный доход в отношении указанной предпринимательской деятельности не должен.

Также следует отметить, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом" обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

31.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).