Письмо Минфина России от 29.07.2013 N 03-03-06/2/30033

Идет подготовка ко второму чтению проекта федерального закона N 115132-6 "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающего порядок учета процентов, которые начисляются на сумму требований конкурсного кредитора, в целях налогообложения.

Вопрос: ОАО является конкурсным кредитором в деле о банкротстве, которое вступило в стадию конкурсного производства.

В соответствии с "абз. 1", "2" и "4 п. 2.1 ст. 126" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) на сумму требований конкурсного кредитора с даты открытия конкурсного производства до даты погашения этих требований должником начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату открытия конкурсного производства.

Исходя из "абз. 3 п. 1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ проценты, начисляемые на сумму требований конкурсного кредитора, относятся к гражданско-правовым санкциям за неисполнение денежного обязательства.

Правовая природа указанных процентов аналогична нормам, определяющим ответственность кредитора при несвоевременном исполнении обязательств. Так, в соответствии с "п. 1 ст. 395" ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

В "абз. 2 п. 38" Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 разъяснено, что проценты, предусмотренные "п. 2.1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ, начисляются непосредственно арбитражным управляющим при расчетах с кредиторами, в связи с чем судебный акт об их начислении не выносится и в реестр требований кредиторов эти проценты не включаются.

В соответствии с "п. 2.1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ уплата таких процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов, то есть данные проценты признаются должником в лице конкурсного управляющего лишь при выплате денежных средств в погашение задолженности, включенной в реестр требований кредиторов.

Начисление процентов до начала погашения задолженности противоречит смыслу положений "п. 2 ст. 95" Закона N 127-ФЗ, поскольку такие проценты по своей экономической и правовой природе не являются "договорными" процентами. Кроме того, размер задолженности, которая будет погашена и на которую должны начисляться проценты, заранее не известен.

Указанный подход подтверждается в "Постановлении" ФАС Московского округа от 02.10.2012 по делу N А41-41596/11.

В соответствии с "п. 3 ст. 250" и "пп. 4 п. 4 ст. 271" НК РФ гражданско-правовые санкции включаются во внереализационные доходы по налогу на прибыль с момента их признания должником либо с момента вступления в законную силу решения суда.

Правомерно ли учесть для целей исчисления налога на прибыль проценты на сумму требований конкурсного кредитора, предусмотренные "п. 2.1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ, на дату получения таких процентов от конкурсного управляющего должника?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июля 2013 г. N 03-03-06/2/30033

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Согласно "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с "Регламентом" Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Учитывая вышеизложенное, за ответом на поставленные вопросы следует обращаться в аудиторские организации.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время осуществляется подготовка поправок к "законопроекту" N 115132-6 "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которыми будет предусмотрен порядок учета для целей налогообложения процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).