Письмо Минфина России от 29.07.2013 N 03-03-06/1/30015

Создание дочернего общества организацией, которая осуществляет только деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг, не свидетельствует в целях налога на прибыль о том, что такая организация не осуществляет исключительно лизинговую деятельность.

Вопрос: Российская организация (лизингодатель) имеет непогашенную задолженность по долговым обязательствам перед иностранными кредиторами, которые прямо владеют более чем 20% уставного капитала лизингодателя.

Согласно "п. 2 ст. 269" НК РФ, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, применяются правила "тонкой капитализации" определения размера процентов, подлежащих включению в состав расходов.

Вправе ли лизингодатель при учете процентов по контролируемой задолженности в составе расходов для целей налога на прибыль применять коэффициент 12,5, если он создает дочернюю организацию?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 июля 2013 г. N 03-03-06/1/30015

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 2 ст. 269" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений "п. 1 ст. 269" НК РФ применяются правила, установленные "п. 2 ст. 269" НК РФ.

Согласно "ст. 2" Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизинговой деятельностью признается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

По мнению Департамента, в целях применения "п. 2 ст. 269" НК РФ под осуществлением исключительно лизинговой деятельности следует понимать осуществление только деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

"Пунктом 2 ст. 6" Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" определено, что общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Создание дочернего общества организацией, осуществляющей только деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг, не является основанием для признания того, что такая организация не осуществляет исключительно лизинговую деятельность.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

29.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).