Письмо Минфина России от 24.07.2013 N 03-03-06/1/29175

Проценты по всем видам заимствования равномерно включаются в состав внереализационных доходов (расходов) на конец каждого месяца пользования денежными средствами в течение срока действия договора займа. Момент фактической уплаты процентов значения не имеет.

Вопрос: ОАО заключило договор, по условиям которого выплата процентов предусмотрена совместно с выплатой основной суммы долга в конце срока действия договора.

Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в "Постановлении" от 24.11.2009 N 11200/09, положения "ст. 272" НК РФ в корреспонденции со "ст. ст. 252" и "328" НК РФ устанавливают правило, согласно которому по договорам займа, в условиях выплаты процентов которых закрепляется порядок, отличный от ежемесячного графика выплат, налогоплательщик формирует налогооблагаемую базу конкретного налогового периода с учетом доходов и расходов, относящихся к данному периоду, а также исходя из того, когда такие расходы и доходы должны у него возникнуть в силу условий договора или иных особенностей, предусмотренных "гл. 25" НК РФ.

По мнению ОАО, в случае закрепления в договоре займа условия выплаты процентов отличного от ежемесячной суммы выплат ОАО, в целях налога на прибыль, вправе учесть в составе расходов сумму процентов, начисленных (подлежащих уплате) в соответствующем налоговом (отчетном) периоде пользования заемными средствами, поскольку "п. 1 ст. 272" НК РФ определено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Также в соответствии с "п. 8 ст. 272" НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец соответствующего отчетного периода.

Такой вывод следует и из "п. 4 ст. 328" НК РФ, устанавливающего, что налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающихся к получению (выплате) на конец месяца.

Правомерна ли позиция ОАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 июля 2013 г. N 03-03-06/1/29175

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о включении в расходы процентов по договорам займа в период пользования заемными средствами и сообщает следующее.

Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам определены положениями "ст. 269" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

На основании "п. 1.1 ст. 269" Кодекса предельная величина процентов, признаваемых расходом, до 31 декабря 2013 г. принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Банка России и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В соответствии с "п. 1 ст. 328" Кодекса сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями "ст. ст. 271" - "273" Кодекса.

"Пунктом 3 ст. 328" Кодекса определено, что проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам (включая ценные бумаги) учитываются на дату признания дохода (расхода) в соответствии с гл. 25 Кодекса.

На основании "п. 4 ст. 328" Кодекса налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода) в виде процентов, полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений данного пункта. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.

Конституционный Суд Российской Федерации в "Определении" от 25.01.2012 N 63-О-О указал, что установление в "п. 8 ст. 272" и "п. 4 ст. 328" Кодекса особенностей учета расходов, связанных с исполнением договора займа, соответствует конституционной обязанности платить налоги.

Следовательно, порядок признания процентов по займам должен соответствовать нормам "Кодекса" и не может быть различным.

В связи с изложенными нормами "Кодекса" проценты по всем видам заимствования признаются в составе внереализационных доходов (расходов) равномерно в течение всего срока действия договора займа вне зависимости от наступления срока фактической уплаты процентов на конец каждого месяца пользования предоставленными (полученными) денежными средствами.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

24.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).