Письмо Минфина России от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28984

В целях исчисления налога на прибыль к внереализационным расходам относятся в том числе премии (скидки), выплачиваемые (предоставляемые) продавцом покупателю при выполнении определенных условий договора, в частности объема покупок. Данное правило не применяется, если сторонами договора выступают комитент и комиссионер. На основании подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются другие обоснованные затраты.

Вопрос: Организация-комитент по договору комиссии выплачивает организации-комиссионеру прогрессивную ретроспективную премию за оказание организацией-комиссионером услуг по реализации продукции организации-комитента третьим лицам. Размер прогрессивной премии рассчитывается в процентах от общей стоимости реализованной организацией-комиссионером продукции за отчетный период. Вправе ли организация-комитент учесть суммы премий в расходах, учитываемых при исчислении налога на прибыль?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28984

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета у комитента ретроспективных премий и сообщает следующее.

Между двумя организациями заключен договор комиссии, в соответствии с условиями которого организация-комитент обязуется выплатить организации-комиссионеру вознаграждение за оказание организацией-комиссионером услуг по реализации товаров третьим лицам.

На основании "ст. 990" Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитета) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В соответствии с "пп. 19.1 п. 1 ст. 265" Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

При этом "пп. 19.1 п. 1 ст. 265" Кодекса применяется только в отношении договоров купли-продажи. Если сторонами договора являются комиссионер и комитент, положения "пп. 19.1 п. 1 ст. 265" Кодекса в отношении таких договоров не применяются.

"Подпунктом 20 п. 1 ст. 265" Кодекса в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются другие обоснованные расходы.

Согласно "п. 1 ст. 252" Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности ("ст. 8 ч. 1" Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен "Кодексом".

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).