Письмо Минфина России от 23.07.2013 N 03-03-05/28879

В целях признания организации сельскохозяйственным товаропроизводителем в состав общего дохода от реализации включаются, в частности, доходы от продажи земельных участков и основных средств. Суммы арендной платы не учитываются в составе общего дохода от реализации, если они относятся к внереализационным доходам.

Вопрос: В соответствии со "ст. 3" Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с "Перечнем", утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

"Перечень" сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446.

В 2012 г. по итогам проверок у некоторых организаций - сельскохозяйственных товаропроизводителей доходы от продажи земельных участков были включены в доход от реализации товаров (работ, услуг), что повлияло на утрату статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения субсидий.

Правомерно ли учитывать для целей налога на прибыль доходы от продажи земельных участков, основных средств, в виде арендной платы в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг), полученных организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июля 2013 г. N 03-03-05/28879

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогового учета доходов, полученных в 2012 г. организациями - сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), от продажи земельных участков, основных средств, в виде арендной платы, и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 2.1" Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", действовавшей до 1 января 2013 г., в 2004 - 2012 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливалась в размере 0 процентов.

При этом с 01.01.2008 в целях "ст. 2.1" Федерального закона N 110-ФЗ под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, понимались сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным "п. 2" и "пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

"Пунктом 2 ст. 346.2" Кодекса в редакции, действовавшей в 2012 г., было установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

В соответствии с "п. 1 ст. 249" Кодекса в целях налогообложения прибыли доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Таким образом, доходы от реализации земельных участков и основных средств учитываются в общем доходе от реализации.

Что касается арендной платы, такие доходы в соответствии с "п. 4 ст. 250" Кодекса являются внереализационными доходами (если данные доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном "ст. 249" Кодекса), и, следовательно, в качестве внереализационных доходов в общем доходе от реализации не учитываются.

При этом доходы от реализации земельных участков, основных средств, в виде арендной платы не признаются доходами от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).