Письмо Минфина России от 19.07.2013 N 03-04-06/28330

Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10, оплата одному из родителей дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами освобождается от НДФЛ.

Вопрос: Согласно Письмам Минфина России от 13.01.2012 "N 03-04-06/8-4", от 01.07.2011 "N 03-04-08/8-101", от 12.12.2007 "N 03-04-05-01/407", от 12.12.2006 "N 03-05-01-05/274" и "Письму" ФНС России от 31.07.2006 N 04-1-02/419@ оплата дополнительных выходных одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства не указана в перечне государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с чем суммы такой оплаты облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

Согласно "Письму" ФНС России от 09.08.2011 N АС-4-3/12862@ при решении вопроса о налогообложении НДФЛ четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых родителям для ухода за детьми-инвалидами, необходимо руководствоваться арбитражной практикой. Президиум ВАС РФ в "Постановлении" от 08.06.2010 N 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу "п. 1 ст. 217" НК РФ, не подлежит обложению НДФЛ.

Облагаются ли НДФЛ суммы оплаты четырех дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 июля 2013 г. N 03-04-06/28330

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц оплаты четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

"Статьей 262" Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, который устанавливается федеральными законами.

В соответствии со "ст. 210" Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в "ст. 217" Кодекса.

Согласно "п. 1 ст. 217" Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, поскольку она не поименована в перечне государственных пособий, установленном "ст. 3" Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Другие пункты "ст. 217" Кодекса также не содержат среди освобождаемых доходов выплаты, производимые в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом.

Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в "Постановлении" от 08.06.2010 N 1798/10 признал, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу "п. 1 ст. 217" Кодекса, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Аналогичная позиция изложена в Письме Федеральной налоговой службы от 16.03.2011 N 03-04-08/8-34.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

19.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).