Письмо Минфина России от 17.07.2013 N 03-01-18/28094

При определении суммового критерия для признания сделок контролируемыми не учитываются доходы, включаемые в базу по налогу на прибыль не в результате совершения сделок. Такими доходами являются дивиденды от долевого участия в организациях, нереализованные курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, а также суммы начисляемых при нарушении договорных обязательств штрафов и пеней (если их установление не создает искусственных условий, при наличии которых сделки не признаются контролируемыми).

Вопрос: О суммировании доходов по сделкам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль, для определения суммы доходов за календарный год в целях признания сделок контролируемыми.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 июля 2013 г. N 03-01-18/28094

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "ст. 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

"Статьей 105.14" Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные "пп. 2" и "3 п. 1", "пп. 1" - "5 п. 2 указанной статьи", признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

В соответствии с "п. 9 ст. 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "гл. 25" Кодекса.

"Статьей 248" Кодекса предусмотрено, что в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250" Кодекса.

При этом доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются. В частности, на основании "пп. 3 п. 1 указанной статьи" не учитываются доходы, полученные в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером)).

Таким образом, при определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей "ст. 105.14" Кодекса, по мнению Департамента, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного "гл. 25" Кодекса.

Одновременно обращаем внимание, что в ситуациях, когда доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются не в результате совершения сделок, указанные доходы не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми.

К таким доходам, по мнению Департамента, в частности, относятся нереализованные курсовые разницы, возникающие от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, а также доходы от долевого участия в других организациях, в том числе в виде дивидендов.

Суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми, если их установление не связано с искусственным созданием налогоплательщиками условий, при которых сделки не отвечают признакам контролируемой. Иначе в отношении указанных сделок возможно их признание контролируемыми на основании положений "п. 10 ст. 105.14" Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

17.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).