Письмо Минфина России от 11.07.2013 N 03-02-07/1/26857

Если есть решение налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, но нет поручения на перечисление в бюджет налога (пеней, штрафа), банк может исполнить расчетные документы по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

Вопрос: Об исполнении банком расчетных документов по оплате труда работников клиента при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам клиента и отсутствии поручения о перечислении налога (пеней, штрафов) в бюджет; об ответственности банка в случае исполнения поручений налогоплательщика при наличии решения о приостановлении операций по его счетам; о письмах Минфина России, содержащих разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 июля 2013 г. N 03-02-07/1/26857

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о применении "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

1. В соответствии со "ст. 76" Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в соответствии с "пп. 2 п. 10 ст. 101" Кодекса.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено "п. 2 указанной статьи" ("п. 1 ст. 76" Кодекса).

Приостановление операций по счету в силу "п. 1 ст. 76" Кодекса не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена "ст. 855" Гражданского кодекса Российской Федерации и "ч. 1 ст. 5" Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Полагаем, что при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика, принятого в соответствии с "п. 3 ст. 76" Кодекса, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему Российской Федерации банк вправе исполнить расчетные документы (чеки) клиента банка по оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.

2. Ответственность банка, предусмотренная "ст. 134" Кодекса, наступает в случае исполнения банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации.

3. Письма Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), содержащие разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не являются нормативными правовыми актами, носят информационно-разъяснительный характер и не содержат правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

11.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).