Письмо Минфина России от 11.07.2013 N ОА-4-13/12513@

Разъяснен порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках, в том числе при заключении договоров займа и оказания услуг.

Вопрос: 1. Налоговым законодательством предусмотрено, что один налогоплательщик представляет от своего имени одно "уведомление" по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее - уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с "разд. 1А", "1Б" и "разд. 2" - сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала "разд. 1А" по всем контролируемым сделкам, потом "разд. 1Б" по всем контролируемым сделкам, а потом "разд. 2" по всем контролируемым сделкам?

2. Требуется ли заполнять "разд. 2" уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?

3. "Форма" уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?

4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?

5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в "строках 065" и "150" в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки "(строка 150 разд. 1Б)" по договору займа (некредитные организации)?

6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?

Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы "разд. 1А" и "1Б"?

Если да, то какие показатели указывать в "строках 130" и "140" с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?

7. Какой код "ОКВЭД" следует указать по "строке 045 разд. 1Б" - исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код "ОКВЭД", соответствующий организации - стороне сделки? Можно ли не заполнять данную "строку" при заполнении уведомления по договорам займа?

Какой код "ОКВЭД" следует указать - согласно виду оказываемых по договору услуг или код "ОКВЭД", соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?

8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по "строкам 070" и "090 разд. 1Б" - по заимодавцу или заемщику?

9. Какую единицу измерения следует отразить по "строке 110 разд. 1Б" при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?

10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по "строке 130 разд. 1Б" - размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?

Какой показатель следует отразить по "строке 140 разд. 1Б" - общую сумму начисленных процентов за календарный год?

Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по "строке 130 разд. 1Б", если стоимость услуг указана в целом по договору?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 июля 2013 г. N ОА-4-13/12513@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.

"Форма" "(форматы)" уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также "порядок" заполнения формы и "порядок" представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

1. Согласно "п. 4.1" Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее - Порядок) в "разд. 1А" Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то "разд. 1А" заполняется в отношении каждой такой сделки.

В соответствии с "п. 5.1" Порядка в "разд. 1Б" раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в "разд. 1А". Следовательно, каждому листу "разд. 1А" соответствует лист "разд. 1Б".

В "разд. 2" и "3" указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в "строке 050 разд. 1Б".

Таким образом, при составлении "Уведомления" на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.

2. В общих положениях к "Порядку" заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый "раздел" заполняется в отношении сведений об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).

При этом в соответствии с "п. 5.8" в "п. 050" "Номер другого участника сделки" листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по "строке 015 разд. 2" (для контрагентов-организаций) или по "строке 015 разд. 3" (для контрагентов - физических лиц).

Кроме того, как следует из "п. 6.1" Порядка, в "п. 010 разд. 2" указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать "строке 010 разд. 1А".

Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах "разд. 1Б", относящихся к одному листу "разд. 1А", заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение "разд. 2" в отношении данного контрагента не требуется.

Если контрагент упоминается в нескольких листах "разд. 1Б", относящихся к разным листам "разд. 1А", то "разд. 2" заполняется для каждого листа "разд. 1А".

3. В соответствии с общими положения "Порядка" "разд. 2" заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с организациями, а "разд. 3" заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

В случае если один из вышеперечисленных "разделов" налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава "Уведомления".

4. Согласно "п. 4 ст. 105.16" Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях ("п. 5 ст. 105.7" Кодекса).

Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в "ст. 38" Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в "ст. 105.5" Кодекса.

Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в "ст. 105.5" Кодекса.

В соответствии с "п. 11 ст. 105.5" Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.

5. В соответствии с "п. 5.10" Порядка в "п. 065" "Дата договора" разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.

В то же время согласно "п. 5.19" Порядка заполнения Уведомления в "п. 150" "Дата совершения сделки..." указывается:

- дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;

- для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.

Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).

При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в "п. 200" "Группа однородных сделок" указывается цифра "1".

Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по "строке 065" указывается дата договора, которым оформлен заем, а по "строке 150" дата признания процентов в бухгалтерском учете.

6. Согласно "п. 13 ст. 105.3" Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным "п. 4 настоящей статьи".

При выдаче займа согласно "пп. 10 п. 1 ст. 251" Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании "п. 12 ст. 270" НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.

Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.

"Пункт 3 ст. 105.16" Кодекса предусматривает предоставление информации о "сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам".

Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.

Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист "разд. 1А". К данному листу "разд. 1А" заполняется необходимое количество листов "разд. 1Б", в которых отражается начисление процентов по данному займу, - у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.

7. В соответствии с "п. 5.7" Порядка в "п. 045" "Код предмета сделки (код по ОКВЭД)" указывается код вида деятельности по "ОКВЭД", в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный "пункт" Уведомления требует указания кода по "ОКВЭД" исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по "ОКВЭД" основной деятельности организации.

8. В соответствии с "п. 5.11" в "п. 070" "Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)" указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому "классификатору" стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный "пункт" уведомления не требует заполнения.

В "п. 090" "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах "Инкотермс", если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила "Инкотермс", указывается место перехода права собственности на товар.

Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.

В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в "п. 090 разд. 1Б" указывается страна заимодавца.

9. Согласно "п. 5.15" Порядка в "п. 110" "Код единицы измерения по ОКЕИ" разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому "классификатору" единиц измерения ОК 015-94 (далее - ОКЕИ).

Для отражения в "п. 110 разд. 1Б" Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения "штука" - код "796" по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.

10. В "п. 130" "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б в соответствии "п. 5.17" Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В "п. 140" "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Следовательно, в вышеуказанных "пунктах" Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.

В случае заполнения "п. 130" "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." и "п. 140" "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.

При этом значения "п. п. 130" и "140 разд. 1Б" будут совпадать.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

А.Л.ОВЕРЧУК

11.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).