Письмо Минфина России от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12417@

Организации могут уменьшить исчисленную в отношении добычи угля сумму НДПИ на расходы, связанные с приобретением и передачей электроэнергии для обеспечения поступления воздуха в шахту и удаления шахтных газов, если данные затраты не учитывались при налогообложении прибыли и в отношении электроэнергии потребители вели раздельный учет. При отсутствии приборов учета размер указанных расходов определяется расчетным способом, если их учет и принципы исчисления отражены в учетной политике организации.

Вопрос: О включении в налоговый вычет по НДПИ, уплачиваемому при добыче угля, расходов на приобретение и передачу электроэнергии с целью обеспечения подачи воздуха в шахту и удаления шахтных газов, если у организации отсутствуют отдельные приборы учета электроэнергии, израсходованной на обеспечение безопасных условий и охраны труда.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 июля 2013 г. N ЕД-4-3/12417

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов о порядке применения подпунктов "ст. 343.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 343.1" Кодекса налогоплательщики по своему выбору могут уменьшить сумму налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), исчисленную за налоговый период при добыче угля на участке недр, на сумму экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля на данном участке недр (налоговый вычет), в порядке, установленном "ст. 343.1" Кодекса, либо учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с "гл. 25" Кодекса.

"Пунктом 5 ст. 343.1" Кодекса установлено, что в налоговый вычет включаются следующие виды расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля в соответствии с "Перечнем" видов расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, принимаемых к вычету из суммы налога на добычу полезных ископаемых (далее - Перечень), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 455:

1) материальные расходы налогоплательщика, определяемые в порядке, предусмотренном "гл. 25" Кодекса;

2) расходы налогоплательщика на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества;

3) расходы, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Согласно "п. 5" вышеназванного Перечня расходы на приобретение и передачу электроэнергии с целью обеспечения подачи воздуха в шахту и удаления шахтных газов могут включаться в сумму расходов, осуществленных налогоплательщиком в налоговом периоде и связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля, при условии ведения раздельного индивидуального учета электроэнергии потребителями.

Согласно "п. 136 разд. X" Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", определение объема потребления электроэнергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электроэнергии, а также фактических потерь электроэнергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:

с использованием приборов учета электроэнергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

при отсутствии приборов учета и в определенных случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных названным документом.

Таким образом, по мнению ФНС России, при отсутствии отдельных приборов учета электроэнергии, израсходованной на обеспечение безопасных условий и охраны труда, организации, применяющие вычет, предусмотренный "ст. 343.1" Кодекса, могут уменьшить сумму НДПИ на расходы, осуществленные на приобретение и передачу электроэнергии с целью обеспечения подачи воздуха в шахту и удаления шахтных газов, в случае определения размера указанных расходов расчетным способом исходя из максимальной мощности соответствующих энергопринимающих устройств, установленной в техническом паспорте или иной технической документации производителя, фактического количества часов их работы в расчетном периоде по данным приборов, измерительных комплексов или систем учета, а также технически обоснованного коэффициента использования максимальной мощности (средней рабочей мощности) устройств в процессе их работы, при условии, что учет и принципы расчета этих расходов отражены в учетной политике для целей налогообложения организации.

Вместе с тем в целях проверки правильности применения налоговых вычетов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда, в случае отсутствия отдельных приборов учета данной электроэнергии на основании положений статей "п. п. 6" и "9 ст. 88" Кодекса налоговые органы в рамках камерального контроля вправе истребовать у налогоплательщиков расчет этих расходов.

Также на основании положений "ст. 89" Кодекса во время проведения выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, применяющих вычет по НДПИ, документацию (технические паспорта) на приборы, задействованные для обеспечения безопасных условий и охраны труда, в случае отсутствия отдельных приборов учета затраченной на них электроэнергии.

Кроме того, налогоплательщик при самостоятельном выполнении работ, касающихся функционирования систем проветривания горных выработок, бурения скважин, водоотлива, водо- и теплоснабжения, мероприятий по предупреждению горных ударов, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда при добыче угля, вправе включать в налоговый вычет, уменьшающий сумму НДПИ, все расходы на выполнение указанных работ, включая расходы на оплату труда.

Данная позиция согласована с Министерством финансов Российской Федерации (Письмо от 25.06.2013 N 03-06-05-01/23842).

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

10.07.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).