Письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-02-07/1/5873

Порядок возврата из бюджета штрафов, уплаченных за совершение административного правонарушения, законодательством о налогах и сборах не урегулирован.

Вопрос: Постановлением мирового судьи организация привлечена к административной ответственности. Штраф уплачен в полном объеме. Решением районного суда наложение штрафа признано незаконным. Процедура возврата из бюджета суммы уплаченного ранее штрафа законодательно не урегулирована.

Применяется ли законодательство о налогах и сборах при возврате суммы уплаченного штрафа из бюджета и каков порядок возврата?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 февраля 2013 г. N 03-02-07/1/5873

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе ответственность за совершение налоговых правонарушений ("пп. 6 п. 2 ст. 1" Кодекса).

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение установлены "гл. 16" Кодекса.

"Статьями 78" и "79" Кодекса предусмотрен возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм штрафов за налоговые правонарушения.

Законодательство о налогах и сборах не регулирует порядок возврата из бюджетной системы Российской Федерации административных штрафов, уплаченных за совершение административного правонарушения.

В соответствии с "п. 2 ст. 160.1" Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета относится принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно "ст. 6" Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета признается орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с "п. 2 ст. 20" Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

Из содержания письма не ясно, о каких административных штрафах идет речь.

Полагаем, что по вопросу о возврате уплаченных административных штрафов следует обратиться к соответствующему администратору доходов бюджета.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).