Письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-07-08/5901

Право на освобождение от обложения НДС услуг по аренде помещений, оказываемых на территории РФ филиалу иностранной некоммерческой неправительственной организации, может подтверждаться выпиской из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций, выданной Минюстом России.

Вопрос: Иностранная некоммерческая неправительственная организация (ассоциация), действующая в РФ через свое представительство, планирует заключить с российской организацией договор аренды помещения для офиса.

В соответствии с "п. 1 ст. 149" НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, в том случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве. Однако указанной "статьей" не определены документы, которые служат подтверждением аккредитации иностранных организаций в РФ.

При открытии филиалов и представительств коммерческих иностранных организаций их регистрацию осуществляет Государственная Регистрационная Палата при Минюсте России, которая выдает в качестве подтверждающих документов разрешение на их открытие и свидетельство об аккредитации на территории РФ.

В случае открытия филиалов и представительств некоммерческих организаций их регистрацию осуществляет непосредственно Минюст России, который в качестве подтверждающего документа о разрешении осуществления деятельности иностранных некоммерческих организаций на территории РФ через свои филиалы и представительства, а также о внесении в реестр филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций представляет выписку из указанного реестра.

Является ли указанная выписка достаточным документом, подтверждающим право на освобождение представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации от налогообложения НДС на основании "п. 1 ст. 149" НК РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 февраля 2013 г. N 03-07-08/5901

В связи с письмом по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по предоставлению в аренду на территории Российской Федерации помещений филиалу иностранной некоммерческой организации, аккредитованному в Российской Федерации, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 149 гл. 21" "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом данное освобождение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

"Перечень" иностранных государств, в отношении которых применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении в аренду помещений на территории Российской Федерации, утвержден Приказом МИД России и Минфина России от 08.05.2007 N 6498/40н.

Перечень документов, подтверждающих правомерность применения указанного освобождения от налога на добавленную стоимость, положениями "гл. 21" Кодекса не установлен.

В то же время согласно "п. 5 ст. 2" Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения (филиалы и представительства), которые приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном "ст. 13.2" данного Федерального закона.

"Пунктом 1 указанной ст. 13.2" установлено, что иностранная некоммерческая неправительственная организация в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства уведомляет об этом уполномоченный орган. При этом на основании "п. 1" Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, в том числе международных организаций и иностранных некоммерческих организаций, является Минюст России.

Учитывая изложенное, подтверждением права на применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде, оказываемых филиалу некоммерческой организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций, выданная Минюстом России.

Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

28.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).