Письмо Минфина России от 27.02.2013 N 03-01-18/5769

При определении наличия (отсутствия) убытка для целей ст. 105.14 НК РФ необходимо принимать во внимание требования Налогового кодекса РФ, согласно которым доходы учитываются при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет. В частности, доходы учитываются, если организация ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, для которых установлен особый порядок учета прибыли и убытков, и прибыль по таким операциям включается в прибыль организации в целом, а убыток учитывается в особом порядке.

Вопрос: Об определении убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль, для целей "ст. 105.14" НК РФ, устанавливающей требования признания сделок неконтролируемыми.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 февраля 2013 г. N 03-01-18/5769

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение некоммерческого партнерства по вопросу применения "ст. 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно "пп. 2 п. 4 ст. 105.14" Кодекса вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным "п. п. 1" - "3 указанной статьи", не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно требованиям, перечисленным в указанном "подпункте". В числе таких требований следующее: указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.

В соответствии с "п. 8 ст. 274" Кодекса под убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с положениями "гл. 25" Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций принимаются отдельные виды убытков, среди которых убыток от реализации амортизируемого имущества, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и производств, убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, и другие.

По мнению Департамента, при определении наличия (отсутствия) убытка для целей "ст. 105.14" Кодекса необходимо руководствоваться требованиями, установленными "абз. 2 п. 1 ст. 105.3" Кодекса, на основании которых учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с Кодексом).

Так, в случае если налогоплательщик в соответствии с "п. 2 ст. 274" Кодекса в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, и при этом прибыль, полученная от осуществления таких операций, увеличивает прибыль организации, а убыток принимается к налоговому учету в порядке, установленном "Кодексом", то убыток от таких операций не признается убытком в целях применения "ст. 105.14" Кодекса.

В свою очередь, убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды, и убытки, приравненные к внереализационным расходам, признаются убытками в целях применения "ст. 105.14" Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Дополнительно отмечаем, что на основании "п. 1" Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в налоговой сфере.

Согласно "пп. 5.1" Положения по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации.

Изложенные в обращении предложения будут рассмотрены Министерством финансов Российской Федерации в рамках реализации вышеуказанных полномочий.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

27.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).