Письмо Минфина России от 19.02.2013 N 03-01-18/4414

Если требование представить указанную в ст. 105.15 НК РФ документацию в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок) налоговый орган направил вне рамок проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, то налогоплательщик не обязан представлять такую документацию.

Вопрос: О порядке представления документации в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок) в соответствии с "п. 6 ст. 105.17" НК РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 февраля 2013 г. N 03-01-18/4414

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу о порядке истребования в соответствии с "п. 6 ст. 105.17" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, документации, указанной в "ст. 105.15" Кодекса, и сообщает следующее.

"Статьей 105.17" Кодекса установлен порядок проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в том числе порядок истребования документации, указанной в "ст. 105.15" Кодекса, у проверяемого лица в связи с этой проверкой.

"Пунктом 6 ст. 105.17" Кодекса установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе направить налогоплательщику в порядке, предусмотренном "п. п. 1", "2" и "5 ст. 93" Кодекса, требование о представлении документации, указанной в "ст. 105.15" Кодекса, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок).

При этом необходимо отметить, что "Кодексом" не предусмотрено применение "п. 6 ст. 105.17" Кодекса вне рамок проверки, предусмотренной указанной "статьей".

Учитывая изложенное, направление требования о представлении документации в отношении конкретной сделки (группы однородных сделок) в соответствии со "ст. 105.17" Кодекса возможно исключительно со дня вынесения соответствующего решения о проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до дня составления справки о проведении такой проверки.

Одновременно обращаем внимание, что в случае, если в соответствии с "п. 2 ст. 93.1" Кодекса вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

По мнению Департамента, данное требование не обязывает налогоплательщика представлять документацию, указанную в "ст. 105.15" Кодекса. Вместе с тем налогоплательщик вправе представить такую документацию.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Указанное письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этом письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

19.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).