Письмо ФНС России от 07.02.2013 N ЕД-4-3/1828@

Нижестоящим налоговым органам для использования в работе направлено Письмо Минфина России от 01.11.2012 N 03-08-13, в котором разъяснен порядок определения доли недвижимого имущества в составе активов российской организации для целей налогообложения доходов иностранных компаний от источников в РФ при применении подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ.

Вопрос: Об определении доли недвижимого имущества в составе активов российской организации для целей налогообложения налогом на прибыль доходов от реализации иностранной организацией акций (долей) российской организации.

Ответ:

Направлено

"Письмом" ФНС России

от 07.02.2013 N ЕД-4-3/1828@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2012 г. N 03-08-13

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно определения доли недвижимого имущества в составе активов российской организации для целей налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает.

В соответствии с "пп. 5 п. 1 ст. 309" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с "п. 3 ст. 280" Кодекса, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов. При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации.

При этом "Кодекс" не содержит положений относительно расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации.

По нашему мнению, при применении "пп. 5 п. 1 ст. 309" Кодекса для определения доли недвижимого имущества следует исходить из совокупной суммы всех активов российской организации, акции (доли) которой были реализованы иностранной организацией.

Данная позиция соответствует международной практике, закрепленной в Комментариях к Модели конвенции по налогам на доходы и капитал ОЭСР, п. 28.4 которых к п. 4 ст. 13 указанной Модели гласит:

"Определение того, представляет ли недвижимое имущество, находящееся в Договаривающемся Государстве, прямо или косвенно более 50% стоимости акций компании, обычно производится путем сравнения стоимости такого недвижимого имущества со стоимостью всего имущества, принадлежащего компании, без учета долгов и иных обязательств компании (независимо от их ипотечного обеспечения соответствующим имуществом)".

Непосредственный расчет доли такого недвижимого имущества может быть произведен на основании балансовой стоимости активов российской организации и балансовой стоимости этой недвижимости. Такие сведения также может представить налоговому агенту иностранная организация, продающая акции, на основании имеющихся у нее публикаций общепризнанных частных или официальных источников либо на основании информации, полученной продавцом акций российской организации. Необходимая информация может быть получена покупателем акций - налоговым агентом непосредственно от эмитента, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законом достоверных источников.

В качестве документов, подтверждающих размер доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российского эмитента, могут являться:

- бухгалтерский баланс "(форма N 1)" по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую сделке по купле-продаже акций;

- расчет по налогу на имущество на ту же отчетную дату.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

01.11.2012

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).