Письмо Минфина России от 07.02.2013 N 03-05-06-02/14

Представительные органы муниципальных образований устанавливают конкретные ставки, а также льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Вопрос: О полномочиях представительных органов муниципальных образований по установлению налоговых ставок и налоговых льгот по земельному налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 февраля 2013 г. N 03-05-06-02/14

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 65" Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно "ст. 15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.

На основании "ст. 387 гл. 31" "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с "п. 1 ст. 394" Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать размеров, установленных в указанном "пункте ст. 394" Кодекса.

При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка ("п. 2 ст. 394" Кодекса).

В этой связи отмечаем, что согласно "ст. 7" Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

На основании "п. 2 ст. 387" Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом обращаем внимание, что в "Бюджетном послании" Президента Российской Федерации от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах" указывается на необходимость инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности, в частности по земельному налогу.

Учитывая изложенное, определение конкретных налоговых ставок для исчисления земельного налога, а также установление налоговых льгот по уплате земельного налога для категорий налогоплательщиков, которые не определены "Кодексом", относится к компетенции представительных органов муниципальных образований.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с "Положением" о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.

Таким образом, вопросы, связанные с определением понятий "категория земель", "разрешенное использование земельного участка", а также с определением кадастровой стоимости земельных участков, находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

07.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).