Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-05-06-03/2573

Если предметом договора об ипотеке являются два судна разных категорий (или несколько судов), то госпошлина за регистрацию в Государственном судовом реестре дополнительного соглашения о внесении в договор изменений должна уплачиваться исходя из наибольшего размера госпошлины в отношении категории того или иного судна.

Вопрос: За государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, в частности, договора об ипотеке, предметом которого являются суда, взимается госпошлина в размерах, определенных "пп. 61 п. 1 ст. 333.33" НК РФ в зависимости от категории судна.

Федеральным "законом" от 29.11.2012 N 205-ФЗ внесены изменения, согласно которым "пп. 28 п. 1 ст. 333.33" НК РФ дополнен словами "за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 61 настоящего пункта".

В соответствии с "п. 3 ст. 10" и "п. 2 ст. 23" Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" изменения и дополнения в регистрационную запись об ипотеке вносятся на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем об изменении или о дополнении условий договора об ипотеке и в отношении формы и государственной регистрации этого договора соблюдаются такие же требования, установленные для договора об ипотеке.

То есть дополнительное соглашение к договору должно быть зарегистрировано и за это действие должна быть уплачена госпошлина.

Каковы порядок взимания и размер госпошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору об ипотеке, предметом которого являются суда, с учетом того, что "пп. 28 п. 1 ст. 333.33" НК РФ неприменим?

Взимается ли в таком случае госпошлина в соответствии с "пп. 60 п. 1 ст. 333.33" НК РФ по категории судна и будет ли зависеть размер госпошлины от количества судов в договоре?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 февраля 2013 г. N 03-05-06-03/2573

В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору об ипотеке, предметом которого являются несколько судов, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В силу "п. п. 1", "3" - "4 ст. 16" Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, реестре арендованных иностранных судов, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов.

Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с "п. 2 ст. 23" Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" изменения и дополнения в регистрационную запись об ипотеке вносятся на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем об изменении или о дополнении условий договора об ипотеке.

На основании "п. 2 ст. 19" КВВТ РФ порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Согласно "п. 99" Правил государственной регистрации судов, утвержденных Приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144, лист записи об изменениях "(Приложение N 12)" используется для внесения в Государственный судовой реестр Российской Федерации таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения судна, а также прекращения или перехода прав на него. К таким сведениям, в частности, относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица, его места нахождения и почтового адреса, незначительное переоборудование судна, передача судна в аренду иностранному арендатору, изменение порта регистрации и так далее.

"Подпунктом 60 п. 1 ст. 333.33" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены размеры государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в Государственный судовой реестр, реестр маломерных судов или бербоут-чартерный реестр, в размере от 100 до 1200 руб. в зависимости от категории судна.

В связи с этим за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре дополнительного соглашения, связанного с внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке судов, должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном "пп. 60 п. 1 ст. 333.33" Кодекса.

В случае если дополнительное соглашение заключается к договору об ипотеке, предметом которого являются два или несколько судов разных категорий, то, по мнению Департамента, государственная пошлина должна уплачиваться исходя из наибольшего размера государственной пошлины, установленной "пп. 60 п. 1 ст. 333.33" Кодекса, для категории судна, входящего в данный договор об ипотеке.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

06.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).