Письмо Минфина России от 05.02.2013 N 03-03-06/2/2426

Для исчисления налога на прибыль учитывается фактическая цена своп-договора (в случае, когда его базисным активом является иностранная валюта), определяемая как разница между установленными договором курсами валюты на более позднюю и ближайшую даты совершения операции в иностранной валюте, если фактическая цена менее чем на 20 процентов отличается от расчетной цены своп-договора, порядок определения которой предусмотрен Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н.

Вопрос: При квалификации своп-договора в качестве ФИСС в соответствии с "п. 3.1 ст. 301" НК РФ полученные доходы и понесенные расходы по обязательствам (требованиям) из своп-договора учитываются при определении налоговой базы по операциям с ФИСС ("п. 7 ст. 304" НК РФ).

При наступлении срока исполнения ФИСС налогоплательщик оценивает требования и обязательства на дату его исполнения в соответствии с условиями ее заключения и определяет сумму доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу, т.е. налоговая база определяется на дату исполнения срочной сделки ("ст. 326" НК РФ).

"Пунктом 2 ст. 305" НК РФ предусмотрено, что если фактическая цена ФИСС, не обращающегося на организованном рынке, отличается более чем на 20% в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого ФИСС, доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20%.

При заключении валютного своп-договора сторонами осуществляется сделка купли-продажи валюты одного вида за валюту другого вида с одновременным заключением сделки на тот же объем валюты с противоположным направлением и большей датой валютирования по фиксированным в момент заключения сделки курсам.

Доход (расход) по валютному своп-договору определяется в виде разницы между установленными своп-договором курсом валюты на более позднюю дату валютирования и курсом валюты на ближайшую дату валютирования. На указанные даты валютирования по валютному своп-договору в доходах (расходах) также отражаются курсовые разницы, рассчитываемые исходя из официального кросс-курса Банка России, установленного на даты валютирования.

Из изложенного следует, что фактическая цена валютного своп-договора для ее сравнения с расчетной стоимостью валютного своп-договора может быть определена исключительно в виде разницы между установленными своп-договором курсами валют, так как курсовая разница, рассчитываемая исходя из официального кросс-курса Банка России, образуется только в даты валютирования.

Правомерно ли для целей исчисления налога на прибыль проводить сравнение фактической цены валютного своп-договора, квалифицированного в качестве ФИСС, не обращающегося на организованном рынке, с его расчетной стоимостью без учета курсовых разниц, рассчитываемых исходя из официального кросс-курса Банка России?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 февраля 2013 г. N 03-03-06/2/2426

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам о порядке налогообложения прибыли организаций при заключении своп-договора и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 2 ст. 305" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, признается для целей налогообложения рыночной ценой, если она отличается не более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок на дату заключения срочной сделки.

"Порядок" определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых инструментов срочных сделок установлен Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-67/пз-н "Об утверждении Порядка определения расчетной стоимости финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке, в целях 25 главы Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Порядок).

Учитывая изложенное, при заключении своп-договора фактическая цена указанного договора признается рыночной ценой для целей налогообложения при условии, что такая цена не отличается более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого своп-договора.

В соответствии с "п. 4.7" Порядка расчетная цена своп-договора (контракта), базисным (базовым) активом которого является иностранная валюта, определяется как разница между курсом валюты на более позднюю дату валютирования (дату совершения операции в иностранной валюте, являющейся основанием для принятия к бухгалтерскому учету соответствующих активов и обязательств) и курсом валюты на ближайшую дату валютирования, определенными с учетом соответствующих дисконтных факторов.

Фактическую цену своп-договора следует определять в соответствии с методологией, предусмотренной "п. 4.7" Порядка, исходя из курсов валют, определенных условиями договора (фактических курсов валют).

Учитывая изложенное, фактическая цена своп-договора, базисным активом которого является иностранная валюта, определяется как разница между установленными условиями своп-договора курсом валюты на более позднюю дату валютирования и курсом валюты на ближайшую дату валютирования.

В соответствии с "п. 2 ст. 305" НК РФ, если фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, отличается более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы (расходы) налогоплательщика определяются исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20 процентов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).