Письмо Минфина России от 01.02.2013 N 03-11-06/3/2066

Если организация применяет ЕНВД в отношении парикмахерских услуг и УСН в отношении другой предпринимательской деятельности, то при определении физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" для расчета ЕНВД необходимо учитывать общее количество работников, которые заняты оказанием услуг, облагаемых единым налогом (в том числе административно-управленческий и общехозяйственный персонал).

Вопрос: Организация применяет УСН и систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по реализации парфюмерно-косметических товаров. В отношении бытовых (парикмахерских) услуг уплачивается ЕНВД. У организации есть два обособленных подразделения, занимающихся деятельностью, облагаемой ЕНВД.

Организация ведет раздельный учет работников, одновременно занятых как в деятельности, облагаемой ЕНВД, так и в деятельности, облагаемой налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН. Учетной политикой предусмотрено, что при определении физического показателя "количество работников" административно-управленческий и вспомогательный персонал учитывается пропорционально среднесписочной численности работников, непосредственно занятых в оказании бытовых услуг, в общей численности работников организации.

Учитываются ли администраторы обособленных подразделений и продавец организации, занятый в деятельности, облагаемой ЕНВД и налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, в общей численности работников?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 февраля 2013 г. N 03-11-06/3/2066

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом", если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно обращаем внимание, что согласно "п. 4 ст. 346.12" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с "гл. 26.3" Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

"Пунктом 3 ст. 346.29" Кодекса установлено, что при исчислении единого налога на вмененный доход налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, применяют физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

В соответствии с "п. 7 ст. 346.26" Кодекса налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными Кодексом.

В связи с этим налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг и иную предпринимательскую деятельность, должны вести раздельный учет работников, занятых в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и работников, занятых в иных видах деятельности.

Если в предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, и в иной предпринимательской деятельности участвуют одни и те же работники, то есть раздельный учет работников по видам деятельности обеспечить невозможно, то при исчислении единого налога на вмененный доход учитывается общая численность работников по всем видам деятельности.

Порядок распределения численности работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, по одному из которых уплачивается единый налог на вмененный доход и в качестве физического показателя используется количество работников, а по другому - упрощенная система налогообложения, "Кодексом" не определен.

Поэтому при оказании населению бытовых услуг, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и при осуществлении иной предпринимательской деятельности, налогообложение которой осуществляется в рамках упрощенной системы налогообложения, для расчета суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать общее количество работников, занятых оказанием данных услуг, включая численность работников административно-управленческого и общехозяйственного персонала (в частности, директор, бухгалтер, менеджер, администратор и т.д.).

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала для целей исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, определяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, получаемых от ведения всех видов предпринимательской деятельности ("п. 8 ст. 346.18" Кодекса).

Также следует отметить, что согласно "пп. 15 п. 3 ст. 346.12" Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

В соответствии с "пп. 1 п. 2.2 ст. 346.26" Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Ограничение по численности работников, установленное "гл. 26.2" и "26.3" Кодекса, в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, совмещающих применение упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, определяется исходя из общего количества работников организации или индивидуального предпринимателя, занятых одновременно в предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и в соответствии с упрощенной системой налогообложения ("п. 4 ст. 346.12" Кодекса).

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

01.02.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).