Письмо Минфина России от 25.12.2013 N 03-03-06/1/57292

Если объекты амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, были введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., то амортизация по ним начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав. Если такие объекты были введены в эксплуатацию в декабре 2012 г., то они амортизируются с 1 января 2013 г. независимо от даты подачи документов на регистрацию.

Вопрос: О порядке начисления для целей налога на прибыль амортизации по ОС, введенным в эксплуатацию до и после 01.12.2012.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 декабря 2013 г. N 03-03-06/1/57292

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке начисления амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.12.2012, и сообщает следующее.

При определении порядка начисления амортизации по объектам основных средств, права на которые подлежали государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, до 1 января 2013 г. необходимо учитывать следующее.

Согласно "п. 1 ст. 256" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемым имуществом в целях гл. 25 Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

На основании "п. 1 ст. 258" Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

В соответствии с "п. 11 ст. 258" Кодекса в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г., основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включались в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Федеральным "законом" от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 206-ФЗ) были внесены изменения в "ст. ст. 258" и "259" Кодекса, в соответствии с которыми условие о подаче документов на государственную регистрацию прав для начала амортизации объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, было исключено. Указанная "норма" вступила в силу с 1 января 2013 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с указанной даты. Указанный Федеральный "закон" не предусматривает переходных положений применительно к объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г. и по которым не поданы документы на государственную регистрацию прав.

При этом порядок начисления амортизации по указанным объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2013 г., определен "ст. 3.1" Закона N 206-ФЗ, вступившей в силу с 23 августа 2013 г.

Указанной "статьей" установлено, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и которые введены в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на регистрацию указанных прав. Налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 г. начислять амортизацию по таким объектам амортизируемого имущества при отсутствии документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав, освобождаются от уплаты пеней и штрафов за неуплату (неполную уплату) налога на прибыль организаций в связи с применением иного порядка начисления амортизации по этим объектам амортизируемого имущества.

Таким образом, по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 г., права на которые подлежат государственной регистрации, применяется прежний порядок определения момента начала начисления амортизации (момент документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав).

При этом объекты амортизируемого имущества, которые введены в эксплуатацию в декабре 2012 г., подлежат амортизации с 1 января 2013 г. в порядке, установленном "ст. ст. 256" - "259.3" Кодекса, поскольку дата начала амортизации таких объектов приходится на 2013 г.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

25.12.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).