Письмо Минфина России от 24.12.2013 N 03-08-05/56877

Если эмитент принял решение о выплате дивидендов до 1 января 2014 г., а осуществляет ее после указанной даты, то такая выплата производится в порядке, действовавшем до 1 января 2014 г. В этом случае налоговым агентом признается эмитент, на общем собрании акционеров которого было принято решение о выплате дивидендов.

Вопрос: Об осуществлении налоговым агентом для целей "гл. 23" "Налог на доходы физических лиц" и "гл. 25" "Налог на прибыль организаций" НК РФ выплат дивидендов, если решение об их выплате принято эмитентом в 2013 г., а выплата осуществляется после 01.01.2014.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 декабря 2013 г. N 03-08-05/56877

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо в связи с вопросом о выполнении функций налогового агента при осуществлении выплат доходов в виде дивидендов, решение о выплате которых принято эмитентом в 2013 г., а непосредственная выплата которых осуществляется после 01.01.2014, и сообщает следующее.

Положениями Федерального "закона" от 29.12.2012 N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) вносятся изменения в Федеральный "закон" от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) и Федеральный "закон" от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) в части определения порядка выплаты дивидендов. Согласно "п. 4 ст. 14" Закона N 282-ФЗ положения, изменяющие порядок выплаты дивидендов, вступают в силу с 01.01.2014.

Согласно "ст. 128" Гражданского кодекса Российской Федерации ценная бумага, в том числе бездокументарная ценная бумага, является объектом гражданского права. В соответствии с "п. 1 ст. 4" Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

"Закон" N 282-ФЗ, вводящий новый порядок уплаты дивидендов, не содержит оговорки об обратной силе, в частности, оговорки о возможности распространения новых правил выплаты дивидендов в отношении дивидендов, решение о выплате которых было принято до вступления "Закона" 282-ФЗ в силу, но подлежащих выплате после его вступления в силу.

При этом в соответствии с "п. 4 ст. 42" Закона N 208-ФЗ в действующей редакции срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.

Согласно "п. 1 ст. 24" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с "п. 7 ст. 3" Кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим, по мнению Департамента, в случае если решение о выплате дивидендов принято эмитентом до 01.01.2014, то есть до вступления в силу "п. 4 ст. 14" Закона N 282-ФЗ, изменяющего порядок выплаты дивидендов, а выплата дивидендов будет осуществляться после 01.01.2014, то такая выплата осуществляется в порядке, установленном "Законом" N 208-ФЗ и "Законом" N 39-ФЗ, действующими на момент принятия решения о выплате дивидендов. Налоговым агентом в отношении доходов в виде дивидендов в таких случаях является эмитент, на общем собрании акционеров которого было принято решение о выплате дивидендов.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

24.12.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).