Письмо Минфина России от 19.12.2013 N 03-07-15/55931

Если исполнение договоров, по которым оказываются услуги, перечисленные в подп. 12.2 п. 2 ст. 149 НК РФ, не завершено к 13 сентября 2013 г. и в такие договоры внесены изменения об уменьшении стоимости услуг на сумму НДС, то исполнитель может принять к вычету сумму налога, уплаченную в бюджет и впоследствии возвращенную покупателям на основании изменений к договорам.

Вопрос: О налогообложении НДС услуг, связанных с услугами регистраторов, депозитариев, дилеров, брокеров, управляющих ценными бумагами, управляющих компаний, клиринговых организаций, организаторов торговли, с 13.09.2013.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2013 г. N 03-07-15/55931

В связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков, а также размещении на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами" разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения норм "Постановления" Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 N 761, вступившего в силу с 13 сентября 2013 г., и изменении в связи с этим стоимости услуг, перечисленных в данном "Постановлении", сообщаем следующее.

Указанным Постановлением на основании нормы "пп. 12.2 п. 2 ст. 149" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) утвержден "перечень" услуг, непосредственно связанных с услугами, которые оказываются в рамках лицензируемой деятельности регистраторами, депозитариями, включая специализированные депозитарии и центральный депозитарий, дилерами, брокерами, управляющими ценными бумагами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговыми организациями, организаторами торговли, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость. В соответствии с "п. 2" данного Постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Необходимо учитывать, что указанной "нормой" Кодекса и положениями вышеназванного "Постановления" Правительства Российской Федерации возможность изменения цен услуг после их фактического оказания не предусмотрена.

В связи с этим, а также принимая во внимание, что согласно "п. 1 ст. 424" Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а на основании "п. 2 данной статьи" изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке, перерасчет стоимости услуг, перечисленных в вышеуказанном "Постановлении" Правительства Российской Федерации, оказанных до его вступления в силу (то есть до 13 сентября 2013 г.), для целей налога на добавленную стоимость не производится.

Что касается услуг, оказываемых на основании ранее заключенных договоров и не завершенных по состоянию на 13 сентября 2013 г., то в случаях, если в договоры будут внесены изменения, согласно которым стоимость услуг будет уменьшаться на сумму налога на добавленную стоимость, сумма налога, исчисленная и уплаченная продавцами услуг при получении оплаты (частичной оплаты) и возвращенная покупателям на основании изменений к договорам, может приниматься продавцами к вычету.

В случаях, если покупатели услуг согласятся внести в договоры изменения, согласно которым стоимость услуг без учета налога на добавленную стоимость будет соответствовать ранее установленной стоимости услуг с учетом налога, сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная продавцами при получении оплаты (частичной оплаты), к вычету у продавца приниматься не должна.

В случаях, если изменения в договоры вноситься не будут и услуги по-прежнему будут оказываться с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога, предъявленная продавцами покупателям при их оказании, на основании "п. 5 ст. 173" Кодекса, подлежит уплате в бюджет. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующих счетах-фактурах, переданных продавцами покупателям услуг.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

19.12.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).