Письмо Минфина России от 13.12.2013 N 03-01-18/55071

Если налогоплательщик осуществляет операции, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытков, и прибыль увеличивает базу по налогу на прибыль, а убыток принимается к налоговому учету, то данный убыток не признается убытком в целях применения ст. 105.14 НК РФ. Переносимые на будущее убытки текущего, прошлых периодов, а также убытки, приравненные к внереализационным расходам, в целях применения указанной статьи убытками признаются.

Вопрос: Об исключении отдельных видов убытков при определении величины убытков для целей признания сделок контролируемыми.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 декабря 2013 г. N 03-01-18/55071

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу внесения изменений в "ст. 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Согласно "пп. 2 п. 4 ст. 105.14" Кодекса вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным "п. п. 1" - "3 указанной статьи", не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно требованиям, перечисленным в данном "подпункте".

В частности, "пп. 2 п. 4 ст. 105.14" Кодекса в качестве одного из таких требований предусмотрено отсутствие убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций.

"Пунктом 8 ст. 274" Кодекса установлено, что под убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, понимается отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с гл. 25 Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 Кодекса.

Кроме того, в соответствии с положениями "гл. 25" Кодекса при исчислении налога на прибыль организаций принимаются отдельные виды убытков, среди которых убыток от реализации амортизируемого имущества, убытки по объектам обслуживающих хозяйств и производств, убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде, и другие.

При определении наличия (отсутствия) убытка для целей "ст. 105.14" Кодекса, по мнению Департамента, необходимо руководствоваться требованиями, установленными "абз. 2 п. 1 ст. 105.3" Кодекса, на основании которых учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с указанным пунктом производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с Кодексом).

Так, в случае если налогоплательщик, в соответствии с "п. 2 ст. 274" Кодекса, в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, и при этом прибыль, полученная от осуществления таких операций, увеличивает прибыль организации, а убыток принимается к налоговому учету в порядке, установленном "Кодексом", то убыток от таких операций не признается убытком в целях применения "ст. 105.14" Кодекса.

В свою очередь, убытки текущего налогового периода, убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды, и убытки, приравненные к внереализационным расходам, признаются убытками в целях применения "ст. 105.14" Кодекса.

Заявителем предлагается внести в "пп. 2 п. 4 ст. 105.14" Кодекса изменение, предусматривающее исключение отдельных видов убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций, при определении величины убытков в целях "пп. 2 п. 4 ст. 105.14" Кодекса.

При этом необходимо отметить, что наличие таких убытков в отдельных случаях может свидетельствовать о манипулировании ценами в сделках в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Учитывая изложенное, внесение предлагаемого изменения в "ст. 105.14" Кодекса не поддерживается.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

13.12.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).