Письмо Минфина России от 06.12.2013 N ЕД-4-2/22079@

Основанием для направления налоговым органом запроса в банк о представлении выписок по операциям на счетах организации может быть истребование документов о проверяемом налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте) или информации о конкретных сделках.

Вопрос: Об основаниях для направления налоговым органом запросов в банк о представлении выписки по операциям на счетах организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 декабря 2013 г. N ЕД-4-2/22079@

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо по вопросу законности и правовой обоснованности направления налоговым органом запроса в адрес банка о представлении выписки по операциям на счетах организации и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 2 ст. 86" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей.

"Пункт 2 ст. 86" Кодекса предусматривает право налогового органа истребовать информацию у банков, не ограничивая налоговые органы в праве истребовать информацию у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком.

При этом Кодексом не установлена обязанность налоговых органов направлять предусмотренные "п. 2 ст. 86" Кодекса запросы через налоговый орган по месту учета налогоплательщика, в отношении счетов которого составлен запрос.

"Порядок" направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также "формы" соответствующих запросов утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@.

"Порядок" представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@.

К "мотивировочной части" запросов о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в банке, направляемых налоговыми органами в банки как на бумажном носителе, так и в электронном виде, применяются общие требования, закрепленные в Приказе Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@. Так, "мотивировочная часть" запроса о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах) в банке в качестве основания для направления запроса может содержать ссылку на проведение у организации такого мероприятия налогового контроля, как истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

Таким образом, Инспекция ФНС России имела право направить запрос в банк о представлении выписки по операциям на счетах организации в рамках проведения мероприятия налогового контроля - истребования необходимых налоговому органу документов (информации).

Однако в мотивировочной части данного запроса неверно указано основание для истребования информации.

Вместе с тем, несмотря на наличие ошибки в мотивировочной части запроса, у Инспекции ФНС России были основания для его направления и запрос подлежал исполнению банком.

ФНС России поручает УФНС России провести работу с нижестоящими налоговыми органами по недопущению должностными лицами налоговых органов нарушений при оформлении запросов в банки.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

06.12.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).