Письмо Минфина России от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594

Налоговое ведомство разъясняет, в каких случаях у организаций и индивидуальных предпринимателей не возникает обязанности начиная с отчетности за I квартал 2014 г. представлять декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 3 декабря 2013 г. N ЕД-4-15/21594

ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными "статьей 12" Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ) в "пункт 5 статьи 174" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поручает территориальным налоговым органам провести информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками.

Начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) производится налогоплательщиками (в том числе указанными в "пункте 5 статьи 173" Кодекса), по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Вместе с тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо занимающихся определенными видами деятельности, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатной НДС, или применения специальных режимов налогообложения.

Обязанность представлять налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота отсутствует в следующих случаях.

1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Организации и индивидуальные предприниматели на основании "пункта 1 статьи 145" Кодекса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатной НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных "пунктом 5 статьи 173" Кодекса.

В соответствии с "пунктом 3 статьи 145" Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в "пункте 6 статьи 145" Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

2. Переход на упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 346.12" Кодекса налогоплательщик имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со "статьей 248" Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

При этом на основании "пунктов 2" и "3 статьи 346.11" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с "Кодексом" при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со "статьей 174.1" Кодекса.

В соответствии с требованиями "пункта 1 статьи 346.13" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

3. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

С 1 января 2013 года налогоплательщики могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренных "пунктом 2 статьи 346.26" Кодекса, на добровольной основе.

При этом на основании "пункта 4 статьи 346.26" Кодекса лица, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с "главой 21" Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с "Кодексом" при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с требованиями "пункта 3 статьи 346.28" Кодекса организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной "главой 26.3" Кодекса, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога.

4. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 346.1" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном "главой 26.1" Кодекса.

При этом в соответствии с "пунктом 3 статьи 346.1" Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с "Кодексом" при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со "статьей 174.1" Кодекса).

В соответствии с "пунктом 1 статьи 346.3" организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.

5. Применение патентной системы налогообложения.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 346.43" Кодекса индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, может применяться патентная система налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате, в соответствии с перечнем, утвержденным "пунктом 11 статьи 346.43" Кодекса.

Согласно "пункту 2 статьи 346.45" Кодекса индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя.

При этом на основании "пункта 3 статьи 346.45" Кодекса выдача патента производится налоговым органом в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента.

В соответствии со "статьей 346.52" Кодекса налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.

В случае если налогоплательщик не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по НДС, то на основании "пункта 2 статьи 80" Кодекса по истечении отчетного периода он представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования абзаца первого "пункта 5 статьи 174" Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) не распространяются.

Территориальным налоговым органам организовать информирование налогоплательщиков, представляющих в налоговые органы налоговые декларации по НДС на бумажных носителях, об обязательном электронном декларировании по НДС и случаях, при которых обязанность по представлению указанной декларации отсутствует.

Информирование организовать посредством телефонной связи, электронной почты, путем размещения информационных материалов на информационных стендах операционных залов налоговых органов, проведения консультаций налогоплательщиков сотрудниками налоговых органов.

Одновременно в целях реализации единой информационной политики и обеспечения высокого уровня проведения мероприятий в инспекциях ФНС России направляется проект информационного сообщения для размещения на стендах налоговых органов в местах наибольшей концентрации целевой аудитории.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

Приложение

Вниманию налогоплательщиков,

представляющих декларации по НДС на бумажных носителях!

Начиная с отчетности за первый квартал 2014 года, налоговая декларация по НДС представляется только в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право не представлять налоговые декларации по НДС в следующих случаях:

1. Применение упрощенной системы налогообложения (УСН)

Для применения необходимо подать уведомление о переходе на УСН не позднее 31 декабря календарного года, за исключением случаев, указанных в "п. п. 14 п. 3 ст. 346.12" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Требования и порядок перехода отражены в "п. 2 ст. 346.12", "п. 1 ст. 346.13" Кодекса.

2. Применение единого налога на вмененный доход (ЕНВД)

В течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД необходимо подать заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога. Требования и порядок перехода отражены в "п. 2 ст. 346.26", "п. 3 ст. 346.28" Кодекса.

3. Применение единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)

Налогоплательщику, являющемуся сельскохозяйственным производителем, не позднее 31 декабря календарного года необходимо уведомить налоговый орган. Требования и порядок перехода отражены в "п. 2 ст. 346.1", "п. 1 ст. 346.3" Кодекса.

4. Применение патентной системы налогообложения

Не позднее, чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения необходимо представить заявление на получение патента в налоговый орган. Требования и порядок перехода отражены в "п. 1 ст. 346.43", "п. 2 ст. 346.45" Кодекса.

5. Применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

Налогоплательщики имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, представить письменное уведомление и документы. Требования и порядок перехода отражены в "п. 1", "п. 3", "п. 6 ст. 145" Кодекса.

Дополнительную информацию Вы можете узнать в отделе по работе с налогоплательщиками.

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).