Письмо Минфина России от 30.08.2013 N 03-06-05-01/35644

Разъяснен порядок заполнения декларации по НДПИ в отношении добытых полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из расчетной стоимости.

Вопрос: В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДПИ (утв. Приказом ФНС России от 06.12.2011 N ММВ-7-3/928@) "разд. 3" "Определение стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости" заполняется в случае оценки стоимости какого-либо добытого полезного ископаемого в соответствии с "п. 4 ст. 340" НК РФ исходя из расчетной стоимости и включается в состав Декларации в единственном экземпляре независимо от количества добытых полезных ископаемых, стоимость которых определяется указанным способом ("п. 6.1" Порядка):

- в графе 2 отражается количество добытого полезного ископаемого (по каждому добытому полезному ископаемому независимо от того, по какому из них оценка производится исходя из расчетной стоимости);

- в графе 4 - сумма расходов по добыче полезного ископаемого, определяемая как произведение общей суммы расходов по добыче полезных ископаемых, произведенных в налоговом периоде "(строка 100)", и доли добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых (графа 3) (в отношении полезных ископаемых, по которым не производится оценка стоимости исходя из расчетной стоимости, в графе 4 ставится прочерк) ("п. 6.6" Порядка).

Данная позиция поддержана в "Письме" Минфина России от 08.10.2012 N 03-06-05-01/109.

Согласно "Постановлению" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11498/12 по делу N А40-169819/09-76-1231 в случае ведения налогоплательщиком НДПИ обособленного учета расходов по отдельному виду добытого полезного ископаемого при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии с "п. 4 ст. 340" НК РФ учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком только в отношении полезных ископаемых, оценка стоимости по которым производится исходя из расчетной стоимости, без учета расходов в отношении реализованных в этом налоговом периоде полезных ископаемых.

Каков порядок заполнения налоговой декларации по НДПИ в отношении полезных ископаемых, налоговая база для которых определяется исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 августа 2013 г. N 03-06-05-01/35644

В соответствии с письмом по вопросу разъяснения порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении полезных ископаемых, налоговая база для которых определяется исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, с учетом "Постановления" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 29.01.2013 N 11498/12 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии со "ст. 80" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций по налогам, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций и прилагаемых к ним документов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

На основании положений "п. 1 ст. 32" Кодекса обязанность по разъяснению порядка заполнения форм налоговых деклараций возложена также на налоговые органы.

При этом согласно "ст. 4" Кодекса принимаемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Порядок определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых установлен "п. 4 ст. 340" Кодекса.

Согласно указанному порядку в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытого полезного ископаемого исходя из его расчетной стоимости.

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета, и в этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При этом общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

Из указанных норм следует, что первоначально определяется общая сумма расходов (прямых и косвенных) по добыче всех полезных ископаемых на конкретном участке недр, непосредственно связанных с добычей полезного ископаемого, которая затем распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых на данном участке недр полезных ископаемых, поскольку под "общим количеством добытых полезных ископаемых" понимается итоговое количество всех добытых полезных ископаемых за соответствующий период на конкретном участке недр безотносительно к виду, месторождению и способу дальнейшего использования добытого полезного ископаемого, а под "общими расходами на добычу" понимается, соответственно, итоговая сумма расходов на добычу общего количества добытых полезных ископаемых.

Иного порядка определения расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (путем вычитания из общей суммы расходов по добыче всех полезных ископаемых суммы расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется исходя из цены реализации; определения суммы расходов по добыче полезного ископаемого, стоимость которого определяется исходя из цены реализации путем сложения сумм отдельных расходов, исчисленных в разных долях количественных пропорций этого полезного ископаемого; распределения не общей суммы расходов пропорционально доле добытого полезного ископаемого в общем количестве добычи, а расчетной суммы расходов по добыче полезных ископаемых, стоимость которых определяется не исходя из цены реализации, а в расчетном порядке пропорционально доле добытых только этих полезных ископаемых в их совокупном объеме) ни "ст. 340" Кодекса, ни другими статьями "Кодекса" не предусмотрено.

Данные положения закреплены в "форме" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и в "порядке" ее заполнения, утвержденных Приказом ФНС России от 06.12.2011 N ММВ-7-3/928@, согласно которому в соответствующих графах "разд. 3" "Определение стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости" налоговой декларации отражаются количество каждого добытого на соответствующем участке недр полезного ископаемого независимо от того, по какому из них оценка стоимости производится исходя из расчетной стоимости, и сумма расходов по добыче полезного ископаемого, определяемая как произведение общей суммы расходов по добыче полезных ископаемых, произведенных в налоговом периоде, и доли добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых на конкретном участке недр полезных ископаемых.

"Постановление" Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11498/12 содержит правовую позицию по вопросу исчисления налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого только по конкретному делу N 40-169819/09-76-1231 в отношении ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат" и не определяет ее общеобязательной и подлежащей применению судами при рассмотрении аналогичных дел со сходными фактическими обстоятельствами.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что изменения в порядок определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренный "гл. 26" Кодекса, не вносились, "порядок" заполнения форм налоговой декларации по данному налогу не изменился.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

30.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).