Письмо Минфина России от 27.08.2013 N 03-05-04-03/35171

Мотивированный отказ уполномоченного органа в принятии решения по рассмотрению заявления о разногласиях между органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, организациями и потребителями не признается основанием для возврата (зачета) ранее уплаченной суммы госпошлины.

Вопрос: Из содержания "пп. 2 п. 1 ст. 333.40" НК РФ следует, что возврат госпошлины возможен в отношении заявлений, жалоб и иных обращений, рассматриваемых исключительно судами.

Госпошлина, уплаченная за рассмотрение разногласий, возникших в области государственного регулирования тарифов, может быть возвращена только в случае отказа уплативших ее лиц от совершения юридически значимых действий до обращения в уполномоченный орган.

Вправе ли уполномоченный орган вернуть уплаченную госпошлину в случае возврата заявления о разногласиях, возникших между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и потребителями по причине несоответствия заявления установленным требованиям?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 августа 2013 г. N 03-05-04-03/35171

В связи с письмом по вопросу возврата уплаченной суммы государственной пошлины в случае возврата заявлений о разногласиях между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями без принятия решений по причине несоответствия их предъявляемым требованиям Минфин России сообщает следующее.

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет сбор как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) ("п. 2 ст. 8" Кодекса), и относит к федеральным сборам государственную пошлину ("п. 10 ст. 13" Кодекса), которая взимается с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих организаций и физических лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации ("п. 1 ст. 333.16" Кодекса).

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сборы, как и налоги, - это конституционно допустимый платеж публичного характера, уплачиваемый в бюджет в силу обязанности, установленной законом. Государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение уполномоченным органом соответствующих юридически значимых действий и в отличие от налога обладает свойством индивидуальной возмездности ("Постановление" от 28.02.2006 N 2-П, Определения от 01.03.2007 "N 326-О-П", от 16.12.2008 "N 1079-О-О" и др.).

Вместе с тем государственная пошлина, уплачиваемая за совершение уполномоченным органом или должностным лицом соответствующих юридически значимых действий, является специфической разновидностью публично-финансовых платежей, размер которых не обязательно должен быть эквивалентен понесенным в связи с совершением этих действий затратам и определяется федеральным законодателем на основе принципов справедливости и соразмерности исходя из цели обеспечения публичного порядка в конкретной сфере общественных отношений и характера прав, реализация которых связывается с необходимостью уплаты государственной пошлины. При этом - имея в виду именно фискальный характер государственной пошлины - вопрос о том, в каких случаях она подлежит возврату, также решается федеральным законодателем, осуществляющим в рамках предоставленной ему дискреции и с соблюдением конституционных требований к законному установлению налогов и сборов правовое регулирование условий их взимания.

"Глава 25.3" "Государственная пошлина" Кодекса определяет юридически значимые действия, в связи с совершением которых уплачивается государственная пошлина, а также порядок возврата уплаченной государственной пошлины ("ст. 333.40" Кодекса).

Положения "п. 1 ст. 333.40" Кодекса применительно к возврату государственной пошлины являются специальными, именно их буквальное толкование имеет приоритет перед буквальным толкованием иных норм "Кодекса".

"Пунктом 1 ст. 333.40" Кодекса установлен исчерпывающий перечень, в соответствии с которым уплаченная государственная пошлина за совершение юридически значимых действий, предусмотренных "гл. 25.3" Кодекса, подлежит возврату.

Согласно "п. 1 ст. 333.40" Кодекса уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в частности, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 Кодекса, а также отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. "Подпункт 2 п. 1 ст. 333.40" Кодекса на действия, связанные с принятием уполномоченным органом решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям, возникшим между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, не распространяется.

Таким образом, "п. 1 ст. 333.40" Кодекса как по своему буквальному смыслу, так и во взаимосвязи с положениями "п. 1 ст. 333.33" Кодекса не предполагает возврат уплаченной государственной пошлины в случае отказа уполномоченного органа в принятии решения по рассмотрению заявления о разногласиях.

Данная позиция изложена в "Постановлении" Конституционного Суда Российской Федерации от 23.05.2013 N 11-П.

Таким образом, мотивированный отказ уполномоченного органа в принятии решения по рассмотрению заявления о разногласиях не является основанием для возврата ранее уплаченной суммы государственной пошлины.

Также указанная сумма государственной пошлины не может быть зачтена в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.А.СТОРЧАК

27.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).