Письмо Минфина России от 23.08.2013 N 03-05-05-03/34566

Разъяснен порядок уплаты госпошлины за регистрацию доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

Вопрос: Организация приобрела в собственность нежилое (офисное) помещение в офисном здании. Позже организация заключила договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности в размере 8/1000 на земельный участок, на котором расположено офисное здание.

По мнению Управления Росреестра по области, госпошлина за государственную регистрацию права собственности доли в праве общей долевой собственности на земельный участок подлежит уплате в размере, установленном "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" НК РФ (т.е. в размере 15 000 руб.).

По мнению организации, в соответствии с "Письмом" Минфина России от 21.09.2010 N 03-05-04-03/109 госпошлина за государственную регистрацию права собственности доли в праве общей долевой собственности на земельный участок подлежит уплате в размере, установленном "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" НК РФ, умноженном на размер приобретаемой доли в праве собственности (т.е. в размере 15 000 руб. x 8/1000 = 120 руб.).

В каком размере организации необходимо уплатить госпошлину за государственную регистрацию права собственности доли в праве общей долевой собственности на земельный участок?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 августа 2013 г. N 03-05-05-03/34566

В связи с письмом по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество (земельный участок) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина физическими лицами в размере 1000 руб., организациями - в размере 15 000 руб.

По мнению Департамента, за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права (например, наследование недвижимого имущества, внесение паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива), должна уплачиваться государственная пошлина каждым обратившимся лицом в соответствии с "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" Кодекса независимо от размера переходящей ему доли в праве (для организаций - 15 000 руб.).

Одновременно отмечаем, что указанная позиция Департамента по изложенному в письме вопросу была согласована Минфином России с Росрегистрацией Письмом от 30.05.2007 N 03-05-05-03/23 и доведена Росрегистрацией до своих территориальных органов Письмом от 15.06.2007 N 9-1879-СВ.

Что касается разъяснений Минфина России, изложенных в "Письме" от 21.09.2010 N 03-05-04-03/109, на которое Вы ссылаетесь, то они касаются государственной регистрации доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации (а не доли в праве общей долевой собственности).

Согласно указанным разъяснениям за государственную регистрацию доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации (договора купли-продажи), государственная пошлина уплачивается каждым обратившимся лицом в соответствии с "пп. 22 п. 1 ст. 333.33" Кодекса в размере, умноженном на размер доли в праве собственности.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с "Положением" о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление контроля за деятельностью территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) относится к компетенции Росреестра.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).