Письмо Минфина России от 16.08.2013 N 03-03-06/1/33434

При выполнении организацией части геолого-разведочных работ собственными силами и части - путем привлечения подрядчиков расходы на выполнение работ с помощью подрядчиков учитываются при налогообложении прибыли равномерно в течение 12 месяцев начиная с 1-го числа месяца, в котором подписан итоговый акт выполненных работ (этапов работ).

Вопрос: ЗАО осуществляет деятельность на основании лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи рудного золота.

На основании "п. 1 ст. 261" НК РФ расходы на разведку полезных ископаемых относятся к расходам на освоение природных ресурсов.

"Пунктом 2 ст. 261" НК РФ установлено, что расходы на разведку полезных ископаемых учитываются в порядке, предусмотренном "ст. 325" НК РФ. Указанные расходы признаются для целей исчисления налога на прибыль с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), и включаются в состав прочих расходов равномерно в течение 12 месяцев.

"Пунктом 3 ст. 325" НК РФ установлено, что при проведении геолого-разведочных работ сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов.

Расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору.

Таким образом, при выполнении геолого-разведочных работ собственными силами произведенные расходы признаются для целей исчисления налога на прибыль в сумме фактических затрат с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ).

При выполнении геолого-разведочных работ подрядным способом завершение работ для признания расходов не требуется. Затраты на их осуществление учитываются в составе прочих расходов равными долями в течение 12 месяцев начиная с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по договору подряда.

В то же время при выполнении геолого-разведочных работ собственными силами в рамках одного геологического задания отдельные виды работ могут выполняться по договорам со сторонними исполнителями. Примерами таких видов работ являются: разработка проекта выполнения геолого-разведочных работ, работы по вырубке леса для подготовки территории к выполнению геолого-разведочных работ, выполнение экспертиз и технико-экономических обоснований, проведение анализа геологических проб и др.

При выполнении геолого-разведочных работ в рамках одного геологического задания собственными силами расходы по отдельным видам работ, выполняемым сторонними исполнителями, подлежат признанию для целей исчисления налога на прибыль по общему правилу, предусмотренному "п. 3 ст. 325" НК РФ применительно к работам, выполненным подрядным способом. Правомерна ли позиция ЗАО?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 16 августа 2013 г. N 03-03-06/1/33434

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов на освоение природных ресурсов для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 261" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера.

К расходам на освоение природных ресурсов, в частности, относятся расходы на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), в том числе расходы, связанные со строительством (бурением) и (или) ликвидацией (консервацией) скважин (за исключением признаваемых амортизируемым имуществом), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания, осуществляемые на участке недр в соответствии с полученными в установленном порядке лицензиями или иными разрешениями уполномоченных органов, а также расходы на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах.

Такие расходы на освоение природных ресурсов учитываются в порядке, предусмотренном "ст. 325" Кодекса, и признаются для целей налогообложения прибыли организаций с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены данные работы (этапы работ), равномерно в течение 12 месяцев ("п. 2 ст. 261" Кодекса).

В соответствии с "п. 3 ст. 325" Кодекса при проведении геолого-поисковых работ и геолого-разведочных работ по разведке полезных ископаемых сумма осуществленных налогоплательщиком расходов определяется на основании актов выполненных работ по договорам с подрядчиками, а также на основании сумм фактически осуществленных налогоплательщиком затрат, относимых к расходам на освоение природных ресурсов в соответствии с положениями "ст. 325" Кодекса.

Налогоплательщик организует налоговый учет указанных расходов по каждому договору и каждому объекту, связанному с освоением природных ресурсов.

Аналитические регистры налогового учета должны содержать информацию об окончании работ в разрезе каждого договора, связанного с указанными работами по каждому конкретному участку недр.

Расходы, осуществленные по договору с подрядчиком, включаются в состав прочих расходов с 1-го числа месяца, в котором подписан соответствующий акт выполненных работ (этапов работ) по данному договору. Осуществленные расходы равными долями включаются в состав прочих расходов в сроки, предусмотренные "ст. 261" Кодекса.

Таким образом, при выполнении геолого-разведочных работ собственными силами расходы по отдельным видам работ, выполненным по договорам с подрядчиками, принимаются к уменьшению налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 1-го числа месяца, в котором подписан итоговый акт выполненных работ (этапов работ) по соответствующему договору, и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, равномерно в течение 12 месяцев.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

16.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).