Письмо Минфина России от 15.08.2013 N 03-06-06-01/33311

Налогоплательщики могут руководствоваться изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11498/12 позицией по вопросу определения базы по НДПИ на основании расчетной стоимости полезного ископаемого. При этом необходимо иметь в виду, что мнение Президиума ВАС РФ отличается от мнения Минфина России.

Вопрос: Об определении налоговой базы по НДПИ при добыче известняка в случае отсутствия реализации добытого полезного ископаемого.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 августа 2013 г. N 03-06-06-01/33311

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче известняка и сообщает.

"Пунктом 4 ст. 340" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик для определения налоговой базы применяет способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из его расчетной стоимости.

При этом расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В силу положений "п. 4 ст. 340" Кодекса общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.

Таким образом, из приведенных норм "ст. 340" Кодекса следует, что первоначально определяется общая сумма расходов (прямых и косвенных) по добыче всех полезных ископаемых на конкретном участке недр, непосредственно связанных с добычей полезного ископаемого, которая затем распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых на данном участке недр полезных ископаемых, поскольку под "общим количеством добытых полезных ископаемых" понимается итоговое количество всех добытых полезных ископаемых за соответствующий период на конкретном участке недр безотносительно к виду, месторождению и способу дальнейшего использования добытого полезного ископаемого, а под "общими расходами на добычу" понимается, соответственно, итоговая сумма расходов на добычу общего количества добытых полезных ископаемых.

Вместе с тем отмечаем, что изложенное мнение Департамента не является нормативным правовым актом, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

В частности, согласно "Постановлению" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11498/12 в случае ведения налогоплательщиком НДПИ обособленного учета расходов отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии с "п. 4 ст. 340" Кодекса учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком НДПИ только в отношении полезных ископаемых, оценка стоимости которых производится исходя из расчетной стоимости, без учета расходов в отношении реализованных в этом налоговом периоде полезных ископаемых.

Что касается порядка заполнения налоговой "декларации" по НДПИ, то в соответствии с "п. 1 ст. 32" Кодекса разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов) обязаны налоговые органы в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с "Регламентом" Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

15.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).