Письмо Минфина России от 12.08.2013 N 03-02-07/1/32578

Налогоплательщик, который представил уточненную декларацию после истечения сроков подачи декларации и уплаты налога, освобождается от ответственности, если он уплатил недостающую сумму налога и пени и представил уточненную декларацию до того, как узнал об обнаружении инспекцией ошибок, приводящих к занижению суммы налога.

Вопрос: Согласно "п. 4 ст. 81" НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности, если до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и пени.

Является ли представление уточненной налоговой декларации с суммой налога к доплате налоговым правонарушением в виде занижения налоговой базы?

Обязан ли налоговый орган доказать наличие состава правонарушения, если налог не был уплачен до подачи уточненной декларации?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 августа 2013 г. N 03-02-07/1/32578

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и по вопросам о последствиях неуплаты налога и пеней, а также о применении "п. 4 ст. 81" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщается следующее.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах ("пп. 1" и "4 п. 1 ст. 23" Кодекса).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации ("п. 5 ст. 23" Кодекса).

Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных "ст. ст. 46", "47" Кодекса, взимания пеней, а при наличии налогового правонарушения - принятия решения о привлечении к ответственности за совершение соответствующего налогового правонарушения.

Неуплата или неполная уплата суммы налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного "ст. 129.3" Кодекса, влечет применение к налогоплательщику мер ответственности, установленных "ст. 122" Кодекса.

В соответствии с "п. 1 ст. 81" Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном данной статьей.

Согласно "пп. 1 п. 4 ст. 81" Кодекса если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, в частности, в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу ("п. 3 ст. 108" Кодекса).

"Пунктом 6 ст. 108" Кодекса установлено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

При принятии налоговым органом решения о привлечении к ответственности учитываются также иные положения "гл. 15" Кодекса.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

12.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).