Письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-04-06/31979

Если работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проводит отпуск за пределами РФ, то суммы оплаты ему организацией стоимости проезда до ближайших к месту пересечения границы РФ железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции не облагаются НДФЛ. Суммы оплаты проезда работника по территории иностранного государства к месту проведения отпуска за пределами России от налогообложения не освобождаются.

Вопрос: ОАО располагается и ведет свою деятельность в субъекте РФ, не относящемся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Согласно коллективному договору ОАО каждый работник и двое членов его семьи имеют право на оплачиваемый один раз в три года за счет средств организации проезд к месту использования отпуска и обратно как на территории РФ, так и за пределами РФ.

В соответствии со "ст. 210" НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы граждан, полученные ими как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у них возникло, за исключением доходов, поименованных в "ст. 217" НК РФ.

Согласно "п. 3 ст. 217" НК РФ не облагаются НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных законодательством.

"Статьей 325" ТК РФ установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.

Указанной "нормой" предусмотрено также право организаций оплатить стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа неработающим членам семьи работника (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

В соответствии с "ч. 8 данной статьи" размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

1. Правомерно ли освобождение от налогообложения НДФЛ компенсации стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно гражданам, работающим и проживающим в субъекте РФ, не относящемся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в котором начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, если компенсация указанных расходов предусмотрена коллективным договором организации, соглашением и тарифным отраслевым соглашением?

2. Освобождается ли от налогообложения НДФЛ компенсация указанных расходов, если член семьи работника не является иждивенцем (работает)?

3. Освобождаются ли от налогообложения НДФЛ суммы оплаты организацией стоимости проезда работника до ближайшего к месту пересечения границы РФ населенного пункта?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 августа 2013 г. N 03-04-06/31979

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, и членам их семей и в соответствии со "ст. 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

1. "Статьей 325" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.

Указанной "нормой" предусмотрено также право организаций оплатить стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.

В соответствии с "последним абзацем данной статьи" размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные нормы содержатся в "ст. 33" Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В соответствии с "п. 3" Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным "Законом", в частности, право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в "ст. 217" Кодекса. Положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в организациях, расположенных в районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, "ст. 217" Кодекса не содержит.

Вместе с тем при рассмотрении данного вопроса, по мнению Департамента, следует руководствоваться решениями судебных органов, предусматривающими освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат.

2. "Последний абзац ст. 325" Трудового кодекса предусматривает право работодателей устанавливать условия компенсации расходов на оплату проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и провоза багажа. Оплата работодателем работникам и неработающим членам их семей стоимости проезда к месту проведения отпуска ежегодно, производимая на основании "ст. 325" Трудового кодекса, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

При этом указанная "норма" не устанавливает возможность работодателя возмещать расходы на проезд к месту проведения отпуска категориям лиц, не предусмотренным данной "статьей".

Таким образом, суммы оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно работающих членов семьи работника, являясь доходами указанных лиц, подлежат налогообложению в установленном порядке.

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" в соответствии со "ст. 325" Трудового кодекса утверждены "Правила" компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).

Согласно "п. 10" Правил в случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом производится до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

Таким образом, в случае проведения работником отпуска за пределами Российской Федерации суммы оплаты организацией стоимости проезда работника до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции, либо суммы оплаты проезда, производимой на основании справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость билета, выданной транспортной организацией, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц, а суммы оплаты организацией проезда работника по территории за пределами Российской Федерации к месту проведения отпуска за пределами Российской Федерации подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).