Письмо Минфина России от 08.08.2013 N 03-06-05-01/32003

В целях исчисления НДПИ налогоплательщики, не получающие из бюджета субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, определяют стоимость полезного ископаемого исходя из цен его реализации за текущий налоговый период, а при отсутствии реализации - исходя из расчетной стоимости.

Вопрос: О порядке оценки стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ налогоплательщиками, не получающими из бюджета субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, при реализации, а также при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 августа 2013 г. N 03-06-05-01/32003

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения "ст. 340" Налогового кодекса Российской Федерации в части оценки стоимости добытых полезных ископаемых в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых и сообщает, что поддерживает позицию, изложенную в данном письме.

В соответствии с "п. 1 ст. 340" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном "п. п. 2" - "4 ст. 340" Кодекса, одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Так, согласно "п. 2 ст. 340" Кодекса налогоплательщики, получающие субсидии из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, применяют способ оценки, указанный в "пп. 1 п. 1 ст. 340" Кодекса, согласно которому оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

В соответствии с "п. 3 ст. 340" Кодекса в случае отсутствия субсидий из бюджета к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в "пп. 2 п. 1 ст. 340" Кодекса, согласно которому оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации добытого полезного ископаемого.

На основании "п. 4 ст. 340" Кодекса в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого налогоплательщик применяет способ оценки, указанный в "пп. 3 п. 1 ст. 340" Кодекса, согласно которому оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

Исходя из указанных норм "Кодекса" следует, что налогоплательщики, получающие субсидии из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, осуществляют оценку стоимости единицы полезного ископаемого исходя из выручки, определяемой с учетом цен реализации добытого полезного ископаемого, сложившихся в текущем налоговом периоде, а при их отсутствии - с учетом цен реализации добытого полезного ископаемого, сложившихся в предыдущем налоговом периоде. При отсутствии реализации добытого полезного ископаемого в течение двух и более налоговых периодов оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, в порядке, установленном "п. 4 ст. 340" Кодекса.

Что касается оценки стоимости добытого полезного ископаемого налогоплательщиками, не получающими субсидии из бюджета к ценам реализации добываемых полезных ископаемых, то согласно нормам "Кодекса" оценка стоимости добытого полезного ископаемого в данном случае осуществляется исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации добытого полезного ископаемого. При этом указание на налоговый период (текущий или предыдущий), цены реализации которого применяются для оценки стоимости добытого полезного ископаемого, в "Кодексе" отсутствует.

В связи с этим оценка стоимости добытого полезного ископаемого может производиться налогоплательщиком аналогично оценке стоимости, предусмотренной "п. 2 ст. 340" Кодекса, - исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого в текущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из цен реализации, сложившихся в предыдущем налоговом периоде. При этом отсутствие в "Кодексе" указания на период, за который учитываются цены реализации добытого полезного ископаемого в целях оценки его стоимости, позволяет налогоплательщику производить оценку стоимости добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого в текущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из цен реализации в предыдущем или более раннем налоговом периоде, а не исходя из его расчетной стоимости.

Вместе с тем "Постановлением" Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 64 определено, что оценка стоимости полезного ископаемого исходя из сложившихся у налогоплательщика цен реализации возможна только в случае реализации налогоплательщиком продукции, признаваемой в соответствии со "ст. 337" Кодекса полезным ископаемым. Если реализация данной продукции не осуществляется, при расчете налоговой базы по НДПИ надлежит руководствоваться "пп. 3 п. 1" и "п. 4 ст. 340" Кодекса и производить оценку стоимости добытого полезного ископаемого исходя из его расчетной стоимости.

Таким образом, налогоплательщики, не получающие из бюджета субсидии на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью добытого полезного ископаемого, производят оценку стоимости добытого полезного ископаемого в целях исчисления НДПИ исходя из цен реализации добытого полезного ископаемого текущего налогового периода, а при отсутствии реализации добытого полезного ископаемого - исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

08.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).