Письмо Минфина России от 06.08.2013 N 03-01-18/31660

Разъяснен порядок применения в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) методов определения соответствия цен, используемых в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам.

Вопрос: О применении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) методов определения соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам; о ведении организацией бухгалтерского учета в целях применения метода распределения прибыли.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 августа 2013 г. N 03-01-18/31660

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "разд. V.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, рыночной цене могут использоваться методы, указанные в "п. 1 ст. 105.7" Кодекса. При этом допускается использование комбинации двух и более методов, предусмотренных "п. 1 указанной статьи".

Согласно "п. 3 ст. 105.7" Кодекса приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам, если иное не предусмотрено "п. 2 ст. 105.10" Кодекса, является метод сопоставимых рыночных цен. Применение иных методов, указанных в "пп. 2" - "5 п. 1 указанной статьи", допускается в случае, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо если его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам для целей налогообложения.

В соответствии с "п. 4 ст. 105.7" Кодекса при отсутствии общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для целей определения полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используется один из методов, указанных в "пп. 2" - "5 п. 1 указанной статьи".

Если иное не предусмотрено гл. 14.3 Кодекса, используется тот метод, который с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам.

При этом в соответствии с "п. 6 ст. 105.7" Кодекса при выборе метода, используемого при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сопоставляемых сделок с анализируемой сделкой.

В соответствии с "п. 1 ст. 105.8" Кодекса при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, могут быть использованы в порядке, предусмотренном "ст. ст. 105.10" - "105.13" Кодекса, показатели рентабельности, среди которых рентабельность затрат. Данный показатель определяется как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг). При этом на основании положений "п. 1 ст. 11" Кодекса понятие себестоимости применяется в том значении, в каком оно используется в соответствующих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

В отношении единых требований к бухгалтерскому учету сообщаем следующее.

В соответствии с "п. 3 ст. 105.13" Кодекса, если организации, совокупная прибыль которых подлежит распределению с учетом положений указанной статьи, ведут бухгалтерский учет на основе различных требований к бухгалтерскому учету, для целей применения метода распределения прибыли такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть приведена к единым требованиям к бухгалтерскому учету. При этом единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, с 1 января 2013 г. установлены Федеральным "законом" от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (до указанной даты - Федеральным "законом" от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

06.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).