Письмо Минфина России от 05.08.2013 N 03-03-06/1/31287

Под осуществлением исключительно лизинговой деятельности в целях определения соотношения контролируемой задолженности и разницы между суммой активов и величиной обязательств организации понимается осуществление только деятельности по приобретению имущества и его передаче в лизинг.

Если лизингодатель осуществляет только деятельность по приобретению имущества и его передаче в лизинг и получает проценты по заемному обязательству, которым была заменена задолженность по перечислению лизинговых платежей, то он признается осуществляющим исключительно лизинговую деятельность.

Вопрос: Между лизингодателем и лизингополучателем заключен договор лизинга, по которому лизингополучатель должен был своевременно вносить лизинговые платежи. Из-за возникших временных трудностей лизингополучатель не смог своевременно рассчитаться с лизингодателем.

В соответствии с "п. 1 ст. 818" ГК РФ по соглашению сторон долг, возникший из купли-продажи, аренды имущества или иного основания, может быть заменен заемным обязательством (новация долга в заемное обязательство).

После заключения соглашения о новации, которое совершается в письменной форме, предусмотренной для заключения договора займа согласно "п. 1 ст. 808" ГК РФ, обязательство организации-лизингополучателя по оплате оказанных услуг прекращается ("п. 1 ст. 414" ГК РФ) и возникает обязательство по возврату заимодавцу-исполнителю денежных средств ("п. 1 ст. 810" ГК РФ), а также обязательство по уплате процентов в размере и порядке, установленном соглашением о новации ("п. 1 ст. 809" ГК РФ).

Лизингодатель имеет непогашенную задолженность по долговым обязательствам перед иностранными кредиторами, которые прямо владеют более чем 20% уставного капитала лизингодателя.

Согласно "п. 2 ст. 269" НК РФ, если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством РФ аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, применяются правила определения предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов.

Вправе ли лизингодатель при учете процентов в расходах для целей исчисления налога на прибыль применять коэффициент 12,5, если он, кроме доходов в виде лизинговых платежей, получает проценты по договорам новации долга в заемное обязательство?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 августа 2013 г. N 03-03-06/1/31287

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Из письма следует, что задолженность лизингополучателя перед лизингодателем была заменена заемным обязательством.

В соответствии с "п. 2 ст. 269" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации, и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в три раза (для банков, - а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений "п. 1 ст. 269" НК РФ применяются правила, установленные "п. 2 ст. 269" НК РФ.

Согласно "ст. 2" Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизинговой деятельностью признается вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

По мнению Департамента, в целях применения "п. 2 ст. 269" НК РФ под осуществлением исключительно лизинговой деятельности следует понимать осуществление только деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Получение доходов в виде процентов по вышеуказанному заемному обязательству организацией, осуществляющей только деятельность по приобретению имущества и передаче его в лизинг, не является основанием для признания того, что такая организация не осуществляет исключительно лизинговую деятельность.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

05.08.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).