Письмо Минфина России от 26.04.2013 N 03-11-11/14659

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом "доходы минус расходы", не может учесть расходы на приобретение земельных участков, понесенные до госрегистрации в качестве предпринимателя.

Вопрос: В 2011 г. организация выплатила физлицу дивиденды путем передачи права собственности на земельные участки. В настоящее время физлицо планирует зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП), применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", и осуществлять следующие виды деятельности: "подготовка к продаже собственного недвижимого имущества", "покупка и продажа собственного недвижимого имущества", "строительство".

На земельных участках планируется построить жилые дома. После завершения строительства и регистрации права собственности жилые дома и земельные участки будут проданы.

Является ли нарушением законодательства осуществление физлицом предпринимательской деятельности без госрегистрации в качестве ИП?

Какой налог необходимо уплатить с доходов от продажи земельного участка и жилого дома: НДФЛ или налог, уплачиваемый при применении УСН?

Правомерно ли при расчете налога, уплачиваемого при применении УСН, учесть в расходах стоимость земельного участка?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 апреля 2013 г. N 03-11-11/14659

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о порядке применения упрощенной системы налогообложения, поступившее по электронным средствам связи, и исходя из содержащейся в обращении информации сообщает следующее.

Из положений "ст. 2" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что к предпринимательской деятельности относится самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В силу "п. 1 ст. 23" ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным "законом" от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).

В соответствии с "п. 3 ст. 8" Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Уплата физическим лицом, имеющим статус индивидуального предпринимателя, налогов зависит от режима налогообложения, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с "п. 1 ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со "ст. 249" Кодекса.

При этом доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав ("п. 1 ст. 249" Кодекса).

Следовательно, доходы индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, от реализации товаров облагаются в рамках данного режима налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные "п. 1 ст. 346.16" Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в "п. 1 ст. 252" Кодекса.

Так, согласно "п. 1 ст. 252" Кодекса в целях налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных "ст. 265" Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

"Статьей 346.25" Кодекса установлены особенности исчисления налоговой базы при переходе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при его переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения. Порядок учета расходов, произведенных индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, до его государственной регистрации, нормами "гл. 26.2" Кодекса не регулируется.

В рассматриваемом случае расходы индивидуального предпринимателя на приобретение земельных участков были произведены им до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и, соответственно, не были связаны с ведением предпринимательской деятельности.

В связи с этим индивидуальный предприниматель не вправе учесть расходы на приобретение земельных участков, осуществленные им до государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Одновременно сообщаем, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с "Положением" и "Регламентом", если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

26.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).