Письмо Минфина России от 29.04.2013 N ЕД-3-3/1552@

Решение вопроса о том, образуется ли в России постоянное представительство иностранной организации при найме сотрудников в РФ, зависит от квалификации отношений, в которые стороны вступают в связи с осуществлением хозяйственных операций. Если деятельность указанных работников соответствует интересам компании, регламентируется и контролируется ею, то сотрудники и организация могут признаваться зависимыми друг от друга.

Вопрос: Иностранная организация зарегистрирована и имеет головной офис в Великобритании, а на территории РФ каких-либо отделений не имеет.

Иностранная организация заключила договор на оказание консультационных услуг с международной организацией, имеющей головной офис в Финляндии (далее - заказчик). Договор заключен сроком на шесть месяцев с возможностью продления на срок до трех лет.

По договору иностранная организация привлекается для оказания заказчику маркетинговых, информационных и консультационных услуг в связи с реализацией им экологического проекта на территории РФ. Иностранная организация по поручению заказчика проводит на территории РФ маркетинговые исследования, собирает и распространяет информацию, проводит просветительские семинары и консультации, а также разрабатывает планы экологической модернизации производств некоторых сельскохозяйственных организаций и оказывает информационное и консультационное содействие в реализации данных проектов.

Головной офис заказчика, не имеющего своих подразделений (офисов) в РФ, оплачивает услуги и компенсирует расходы, понесенные иностранной организацией в связи с оказанием услуг по договору. По договору заказчик обеспечивает иностранную организацию офисным помещением в РФ для оказания услуг.

Для выполнения своих обязательств по договору иностранная организация привлекает на территории РФ субподрядчиков-физлиц, с которыми заключаются договоры возмездного оказания консультационных услуг на срок до одного года. Консультанты оказывают услуги собственными силами, но за счет иностранной организации, в том числе с использованием оборудования, технических средств и помещения, предоставленных им иностранной организацией. Оказание услуг осуществляется консультантами частично в сельскохозяйственных организациях, частично по месту нахождения предоставленного заказчиком помещения, а также в случае необходимости в других городах РФ.

Иностранная организация не использует для оказания услуг в РФ своих работников. В случае командировок данных работников в РФ общая продолжительность таких поездок за период действия договора не превысит 12 дней.

У иностранной организации отсутствуют счета в банках на территории РФ. Оплата услуг субподрядчиков, а также возмещение понесенных ими расходов производятся головным офисом иностранной организации непосредственно на счета субподрядчиков.

Согласно "ст. ст. 83" - "85" НК РФ и "Особенностям" учета иностранных организаций в налоговых органах, установленным Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, постановка иностранных организаций на учет в налоговых органах РФ осуществляется:

- по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории РФ через обособленное подразделение;

- по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортных средств;

- в связи с открытием иностранной организацией счетов в банках на территории РФ.

В соответствии с положениями "ст. ст. 5" и "7" Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994, а также "ст. ст. 306" и "307" НК РФ прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства от предпринимательской деятельности, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство, подлежит налогообложению в другом Государстве в той части, которая относится к такому постоянному представительству.

Под постоянным представительством понимается постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. В частности, данный термин включает место управления, отделение, контору, фабрику, мастерскую и (или) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов. При этом предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающемся Государстве, если оно осуществляет деятельность в этом Государстве через брокера, комиссионера, агента или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

Образование иностранной организацией постоянного представительства в РФ приводит к возникновению у нее обязанности исчислять и уплачивать в РФ налог на прибыль, а также представлять налоговую отчетность.

Образует ли деятельность иностранной организации обособленное подразделение на территории РФ?

Приведет ли указанная деятельность через субподрядчиков-физлиц к образованию постоянного представительства иностранной организации на территории РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/7524@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение КОО по вопросу образования на территории Российской Федерации постоянного представительства, сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 83" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

"Особенности" учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденные Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, содержат исчерпывающий перечень оснований для постановки иностранных организаций на учет в налоговых органах Российской Федерации.

В соответствии с "п. 4" Приказа Минфина России от 30.09.2010 N 117н заявление о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации подается в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации в соответствии со "ст. 246" НК РФ признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Положениями "ст. ст. 306" - "308" НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации.

При этом следует понимать, что постоянное представительство иностранной организации для целей применения "гл. 25" НК РФ имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации ("п. 2 ст. 306" НК РФ).

Как следует из обращения иностранной организации, физическим лицам предоставляются помещения, оборудование и технические средства для осуществления их деятельности - таким образом, на территории Российской Федерации создаются рабочие места для сотрудников, что согласно "ст. 11" НК РФ подпадает под понятие "обособленное подразделение организации" (т.е. любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места).

При этом, учитывая, что между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии действует Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 15.02.1994 (далее - Соглашение), следует учитывать положения, содержащие исчерпывающий перечень условий, при соблюдении которых деятельность компании одного Договаривающегося Государства может рассматриваться в качестве ее постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве "(ст. 5)".

В связи с изложенными обстоятельствами деятельность компании через нанятых в Российской Федерации физических лиц может быть квалифицирована как образующая постоянное представительство.

Что касается ссылки в обращении на "п. 6 ст. 5" Соглашения, что лицо одного Договаривающегося Государства не имеет постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве только в силу того, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности, то необходимо учитывать следующее.

Является ли лицо независимым от представляемого им предприятия, зависит от диапазона обязательств этого лица в отношении предприятия. Там, где коммерческая деятельность лица, действующего от имени предприятия, подвергается подробным инструкциям или общему контролю предприятия, такое лицо не может считаться независимым от предприятия. Нельзя сказать о лицах, что они действуют в рамках своей обычной деятельности, если они осуществляют деятельность на рабочих местах предприятия, проводя деятельность, которая экономически принадлежит сфере предприятия, и имеют мало общего со своими собственными деловыми операциями (п. 38 Комментарий ОЭСР к ст. 5 Модельной конвенции по налогам на доход и капитал).

Соответственно, определение того, что деятельность нанятых сотрудников отвечает признакам по образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации, зависит в первую очередь от квалификации отношений, в которые вступают стороны в связи с осуществлением конкретных хозяйственных операций.

Учитывая изложенное, для решения вопроса об образовании постоянного представительства в результате совершения рассматриваемых хозяйственных операций необходимы более полные сведения об объеме прав и обязанностей сторон в рамках взаимоотношений КОО и международной организации, имеющей свой головной офис в г. Хельсинки. Также необходима более полная информация об объеме прав и обязанностей сторон в рамках взаимоотношений КОО и субподрядчиков (физических лиц) и иная информация о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ

22.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).