Письмо Минфина России от 22.04.2013 N 03-08-05/13742

Доходы в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией своему участнику - резиденту Латвии, облагаются налогом на прибыль у источника выплаты в России по ставке 5 или 10 процентов. Если на момент выплаты указанных сумм налоговому агенту не представлен документ, подтверждающий, что постоянным местонахождением получателя дивидендов является Латвия, то в отношении данных доходов применяется ставка 15 процентов.

Вопрос: О признании российской организации налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате дивидендов своему участнику - резиденту Латвии.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 апреля 2013 г. N 03-08-05/13742

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о налогообложении дивидендов, выплачиваемых резиденту Латвии, и сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 309" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам иностранных организаций, подлежащим обложению налогом на прибыль, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации, относятся доходы в виде дивидендов, выплачиваемых иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.

Согласно "п. 3 ст. 284" Кодекса налогообложение указанных видов доходов иностранной организации производится у источника выплаты в Российской Федерации по ставке в размере 15 процентов.

В то же время согласно "ст. 7" Кодекса если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые содержатся в российском налоговом законодательстве, то применяются правила и нормы международного договора.

Согласно "ст. 10" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение) дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иного типа, чем партнерство), которая прямо владеет, по крайней мере, 25 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и при этом сумма вложенного капитала превышает семьдесят пять тысяч долларов США (75 000 долл.) или эквивалентную сумму в национальных валютах Договаривающихся Государств;

b) 10 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Следовательно, доходы в виде дивидендов, выплачиваемые латвийскому участнику российской организации, подлежат налогообложению у источника выплаты в Российской Федерации по ставкам, предусмотренным "ст. 10" Соглашения (5 или 10 процентов).

В связи с этим на основании "ст. 310" Кодекса российская организация, выплачивающая иностранной компании доходы в виде дивидендов (если получение таких доходов не связано с деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в Российской Федерации), признается налоговым агентом, на которого возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль, удержанного с доходов иностранной организации.

Следует учитывать, что исчисление и удержание суммы налога с указанных доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного в "п. 1 ст. 312" Кодекса.

В соответствии со "ст. ст. 24", "289" и "310" Кодекса налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Одновременно отмечаем, что межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения призваны не только решать проблему двойного налогообложения организаций, ведущих деятельность в нескольких странах, но и пресекать возможные схемы уклонения от налогообложения.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н.А.КОМОВА

22.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).