Письмо Минфина России от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520

Представительные органы местного самоуправления не могут предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков льготу в виде снижения ставки земельного налога на 50 процентов. В отношении участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, указанные органы вправе устанавливать ставку в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости участка.

Вопрос: Согласно "ст. 387" НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

"Пунктом 5 ст. 391" НК РФ определен перечень налогоплательщиков, для которых предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

"Статьей 395" НК РФ определен перечень налогоплательщиков, для которых предусмотрены налоговые льготы.

"Статьей 394" НК РФ определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных "п. 1 ст. 394" НК РФ, в том числе в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, ставки не могут превышать 0,3%.

При этом допускается применение дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

1. Необходимо ли дублировать нормы законодательства, определенные "гл. 31" НК РФ, в том числе "п. 5 ст. 391" и "ст. 395" НК РФ, в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований по установлению и введению земельного налога?

2. Вправе ли представительные органы муниципальных образований установить льготы по земельному налогу в виде снижения налоговой ставки на 50% для отдельных категорий налогоплательщиков, например, для членов многодетных семей в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности и не используемых в предпринимательской деятельности?

3. Вправе ли указанные органы установить ставку земельного налога 1,5% в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых для сельскохозяйственного производства? Если да, что является основанием для ее применения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 апреля 2013 г. N 03-05-04-02/13520

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам, связанным с установлением представительными органами муниципальных образований земельного налога, и сообщает следующее.

1. На основании "п. 4 ст. 12" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при установлении земельного налога представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Кодексом. Иные элементы налогообложения по земельному налогу и налогоплательщики определяются Кодексом.

Дублировать в нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не требуется.

2. В соответствии с "п. 2 ст. 387" Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Согласно "п. 1 ст. 56" Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые льготы в виде уменьшения суммы налога.

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

Согласно "ст. 394" Кодекса налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в определенных "Кодексом" пределах.

Установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Учитывая изложенное, считаем, что представительные органы муниципальных образований не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую льготу в виде снижения налоговой ставки на 50 процентов.

3. По вопросу о применении при исчислении земельного налога налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, отмечаем, что позиция Департамента, изложенная в "Письме" от 12.01.2012 N 03-05-04-02/03, остается неизменной.

В этой связи считаем, что представительные органы муниципальных образований вправе в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, устанавливать налоговую ставку в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

"Перечень" признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Минсельхозом России подготовлен "проект" федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота и контроля за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах".

"Законопроектом" уточнен порядок применения ставки земельного налога при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах в размере 1,5 процента, а также порядок исчисления суммы налога в этом случае. При этом "законопроектом" предусмотрено, что сведения о нецелевом использовании указанных земельных участков должны представляться органами, осуществляющими кадастровый учет земель, в налоговые органы в порядке, установленном "ст. 85" Кодекса.

Данный "законопроект" находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

Врио директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

19.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).