Письмо Минфина России от 17.04.2013 N 03-03-06/1/13034

Если в соответствии с Гражданским кодексом РФ результат интеллектуальной деятельности охраняется только при условии госрегистрации, то он признается нематериальным активом и расходы на НИОКР включаются в состав прочих расходов с момента регистрации данного результата. Затраты, которые были учтены до этого момента, не восстанавливаются и не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива.

Вопрос: Организация является заказчиком НИОКР. Она учитывает расходы на НИОКР по "Перечню" НИОКР, установленному Правительством РФ от 24.12.2008 N 988, в составе прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Часть из результатов НИОКР организация предполагает оформить как ноу-хау для последующей передачи прав пользования по лицензионным договорам.

Вправе ли организация в целях налога на прибыль учесть первоначальную стоимость ноу-хау, являющихся результатом НИОКР, соответствующих "перечню" НИОКР и оформленных как НМА, с учетом коэффициента 1,5?

Согласно "п. 8 ст. 262" НК РФ налогоплательщик, использующий право, предусмотренное "п. 7 ст. 262" НК РФ, представляет в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. По мнению организации, отчет по объектам, являющимся результатом НИОКР и учитываемым как НМА с учетом коэффициента 1,5, представляется в налоговый орган в том налоговом периоде, в котором она начала учитывать расходы в виде амортизационных отчислений в целях исчисления налога на прибыль. Правомерна ли данная позиция?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/13034

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу признания в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) и сообщает следующее.

"Пунктом 9 ст. 262" НК РФ (в редакции Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ, действующей с 1 января 2012 г.) определено, что, если в результате произведенных расходов на НИОКР налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в "п. 3 ст. 257" НК РФ, данные права признаются нематериальными активами, которые подлежат амортизации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, либо по выбору налогоплательщика указанные расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.

Согласно "п. п. 7" и "8 ст. 262" НК РФ налогоплательщик, осуществляющий расходы на НИОКР по "Перечню" НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, вправе включать указанные расходы в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Налогоплательщик, использующий указанное право, представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Таким образом, если в результате произведенных расходов на НИОКР по "Перечню" НИОКР, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 988, налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в "п. 3 ст. 257" НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5.

Одновременно сообщаем, что "п. 3 ст. 257" НК РФ предусмотрено, что для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака).

Согласно "ст. 1232" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

Таким образом, в случаях, когда в соответствии с "ГК" РФ результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации, признание нематериального актива в налоговом учете или начало включения суммы расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение установленного срока осуществляется на дату государственной регистрации такого результата интеллектуальной деятельности.

При этом в соответствии с "п. 9 ст. 262" НК РФ суммы расходов на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в отчетных (налоговых) периодах, в которых были завершены соответствующие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в соответствии с гл. 25 НК РФ, восстановлению и включению в первоначальную стоимость нематериального актива не подлежат.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

17.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).