Письмо Минфина России от 15.04.2013 N 03-05-05-01/12676

Если объекты движимого имущества были приняты на учет в качестве основных средств до 1 января 2013 г., а в указанном году была проведена их переоценка, то ее результаты учитываются при формировании остаточной стоимости этих объектов и исчислении базы по налогу на имущество организаций. Данные основные средства облагаются налогом на имущество.

Вопрос: Налогоплательщик производит переоценку объектов основных средств по состоянию на конец отчетного года в соответствии с "п. 15" Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), в том числе и основных средств, относящихся к движимому имуществу, приобретенному до 01.01.2013.

Согласно "п. 1 ст. 374" НК РФ налогом на имущество организаций облагается имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Согласно "п. 14" ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случае переоценки объектов основных средств.

Для расчета налога на имущество организаций необходимо определить среднегодовую стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, исходя из его остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца налогового периода и на последнее число налогового периода ("абз. 2 п. 4 ст. 376" НК РФ).

В соответствии с "пп. 8 п. 4 ст. 374" НК РФ движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве объекта основных средств, не облагается налогом на имущество организаций.

Следует ли включать при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций за 2013 г. результаты переоценки (которая будет проведена на 31 декабря 2013 г.) основных средств, относящихся к движимому имуществу, принятому к учету до 01.01.2013?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 апреля 2013 г. N 03-05-05-01/12676

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения "пп. 8 п. 4 ст. 374" Налогового кодекса Российской Федерации в части результатов переоценки основных средств, проведенной в отношении объектов движимого имущества, учтенных на балансе до 1 января 2013 г., и сообщает.

В соответствии с "п. 1 ст. 374" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено "ст. ст. 378", "378.1" Кодекса.

На основании "пп. 8 п. 4 ст. 374" Кодекса не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается движимое имущество, учтенное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 г., а также недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется согласно "ст. 375" Кодекса как среднегодовая стоимость имущества, при исчислении которой в соответствии со "ст. ст. 375" и "376" Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, которая формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены "Положением" по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, согласно которому единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект, который принимается к бухгалтерскому учету в состав основных средств по первоначальной стоимости.

Обращаем внимание, что стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. При этом изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств ("п. 14" ПБУ 6/01).

Затраты на восстановление объектов основных средств (если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта основных средств), а также результаты переоценки основных средств формируют в бухгалтерском учете первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств.

С учетом изложенного результаты проведенной в 2013 г. переоценки принятых на учет в состав основных средств до 1 января 2013 г. объектов движимого имущества учитываются при формировании в бухгалтерском учете остаточной стоимости (восстановительной стоимости основных средств за минусом амортизации или износа) указанных основных средств и, следовательно, при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций. Поэтому "пп. 8 п. 4 ст. 374" Кодекса в этом случае не применяется.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

15.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).