Письмо Минфина России от 10.04.2013 N 03-11-11/143

Индивидуальный предприниматель, который применяет режим ЕСХН, может получить из бюджета по программам, утверждаемым соответствующими органами государственной власти, выплаты на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест. Эти средства учитываются в доходах в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных выплат. В случае же нарушения условий получения таких средств они учитываются в доходах в полном объеме. При прекращении предпринимательской деятельности во втором налоговом периоде сумма превышения полученных выплат над суммой произведенных расходов в полном объеме отражается в составе доходов этого же налогового периода.

Вопрос: В апреле 2011 г. физлицо заключило с центром занятости населения города договор о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия самозанятости. Денежные средства должны были быть перечислены на расчетный счет физлица после его государственной регистрации в качестве ИП.

Физлицо зарегистрировалось в качестве ИП в апреле 2011 г., уплачивало ЕСХН.

В октябре 2012 г. ИП направил в налоговый орган заявление о прекращении деятельности в качестве ИП и одновременно "нулевую" декларацию, поскольку доходов ввиду неурожая за отчетный период не получил и коммерческой деятельностью не занимался.

Налоговый орган указал на необходимость включить в состав доходов для целей уплаты ЕСХН полученную из бюджета сумму денежных средств в полном объеме ввиду прекращения ИП деятельности ранее истечения трех лет.

Правомерна ли позиция налогового органа?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 апреля 2013 г. N 03-11-11/143

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо о порядке учета для целей налогообложения сумм выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, и исходя из информации, содержащейся в письме, сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 1 п. 5 ст. 346.5" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных указанной нормой "ст. 346.5" Кодекса, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превышает сумму расходов, оставшаяся неучтенная сумма в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Согласно "п. 47" Положения о порядке предоставления в 2011 г. бюджетных средств на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.02.2011 N 27, к самозанятости безработных граждан относится организация безработным гражданином собственного дела с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя (крестьянско-фермерского хозяйства) или юридического лица.

В соответствии с "пп. 1 п. 52" указанного Положения перечисление бюджетных средств на самозанятость осуществляется в соответствии с условиями и сроками, указанными в договоре о предоставлении бюджетных средств, на открытый исполнителем программы расчетный счет в кредитной организации при условии представления исполнителем программы в центр занятости населения свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Как следует из договора о предоставлении бюджетных средств на оказание содействия самозанятости, заключенного заявителем с государственным казенным учреждением Удмуртской Республики "Центр занятости населения города", указанные средства должны были быть перечислены на расчетный счет гражданина после его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Следовательно, налоговый учет указанных средств индивидуальным предпринимателем, применяющим систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога с даты его государственной регистрации, должен был осуществляться в соответствии с "пп. 1 п. 5 ст. 346.5" Кодекса.

При этом при прекращении предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятии с налогового учета во втором налоговом периоде сумма превышения полученных выплат над суммой произведенных расходов в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

10.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).