Письмо Минфина России от 04.04.2013 N 03-03-06/1/10939

Для признания убытков от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, необходимо сравнить их показатели с показателями специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность. При отсутствии такой организации на территории субъекта РФ можно использовать показатели специализированной организации, расположенной в ближайшем субъекте, с учетом сопоставимости условий осуществления деятельности.

Вопрос: Согласно "ст. 275.1" НК РФ организации, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Убыток, полученный подразделением налогоплательщика при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, признается при соблюдении трех условий:

- стоимость товаров, работ, услуг, которые реализуются через объект ОПХ, соответствует стоимости аналогичных услуг специализированных организаций, которые ведут аналогичную деятельность ("абз. 6 ст. 275.1" НК РФ);

- расходы на содержание объектов ОПХ не превышают затрат на обслуживание аналогичных объектов специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной ("абз. 7 ст. 275.1" НК РФ);

- условия оказания услуг (выполнения работ) через объект ОПХ существенно не отличаются от условий оказания услуг (выполнения работ) специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной ("абз. 8 ст. 275.1" НК РФ).

Таким образом, для признания в целях налогообложения убытка от деятельности объекта ОПХ необходимо сравнить показатели его деятельности с показателями специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность. При этом в случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта ОПХ, с деятельностью которого можно провести сравнение, налоговое законодательство не устанавливает ограничений, что подобное сравнение должно проводиться с объектом, расположенным на той же территории ("Письмо" Минфина России от 12.10.2004 N 02-3-07/161@).

На балансе подразделений ОАО имеются объекты ОПХ, находящиеся в одном субъекте РФ, а специализированная организация, с которой можно сравнить показатели деятельности, находится в другом субъекте РФ.

Допускается ли в целях налога на прибыль сопоставлять показатели деятельности объектов ОПХ, расположенных на территории одного субъекта РФ, с показателями деятельности специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность в других субъектах РФ?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/10939

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, и сообщает следующее.

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, предусмотрены "ст. 275.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно положениям указанной "статьи" Кодекса налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в "ст. 275.1" Кодекса объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:

если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Таким образом, для возможности признания для целей налогообложения прибыли организации убытка от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, необходимо сравнить их показатели с показателями специализированной организации, осуществляющей аналогичную деятельность.

В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации объекта обслуживающих производств и хозяйств, с деятельностью которого можно произвести сравнение, по мнению Департамента, для сравнения можно использовать показатели специализированной организации, расположенной на территории ближайшего субъекта Российской Федерации, с учетом необходимых корректировок, учитывающих сопоставимость условий деятельности.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

04.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).