Письмо Минфина России от 03.04.2013 N 03-03-06/1/10817

В целях налогообложения прибыли налогоплательщик учитывает в расходах на оплату труда суммы платежей по договорам добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников с имеющими соответствующие лицензии страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), при выполнении условий, которые установлены п. 16 ст. 255 НК РФ.

Вопрос: Согласно "п. 16 ст. 255" НК РФ к расходам на оплату труда, в частности, относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (НПФ), имеющими лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

"Абзацем 4 п. 16 ст. 255" НК РФ предусмотрено, что в случаях негосударственного пенсионного обеспечения указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Согласно "ст. 17" Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" часть сумм пенсионных взносов может направляться на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, и покрытие административных расходов, если такое право фонда предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента сумм взноса.

Правильно ли считать, что сумма пенсионных взносов, перечисленных ОАО, в полном объеме учитывается для целей налогообложения налогом на прибыль в составе расходов на оплату труда при одновременном выполнении следующих условий:

- право фонда на направление части соответствующих взносов (не более 3 процентов от суммы взноса) на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором;

- средства для обеспечения уставной деятельности фонда выделяются из пенсионных взносов до их распределения по именным счетам участников (при этом в платежном поручении указывается "в том числе взнос на уставную деятельность фонда и покрытие административных расходов")?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/10817

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении "п. 16 ст. 255" Налогового кодекса Российской Федерации и сообщает.

В соответствии с "п. 16 ст. 255" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований.

При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

На основании "п. 1 ст. 2" Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой в том числе является деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения.

Как следует из "ст. 17" Закона N 75-ФЗ, имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, образуется в том числе за счет части сумм пенсионных взносов, если право фонда на направление части соответствующих взносов на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и покрытие административных расходов предусмотрено правилами фонда и соответствующим договором. При этом предельный размер части суммы пенсионного взноса не может превышать 3 процента суммы взноса.

Согласно "п. 2 ст. 18" Закона N 75-ФЗ пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются, в частности, за счет пенсионных взносов.

Учитывая изложенное, налогоплательщик в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций учитывает всю сумму взноса, рассчитанную в соответствии с "п. 16 ст. 255" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

03.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).