Письмо Минфина России от 03.04.2013 N 03-01-18/10784

Согласно Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" если резидент Кипра выдает российскому заемщику займы, величина процентов по которым ниже рыночного уровня, то для целей исчисления заемщиком налога на прибыль величина процентов по займам не корректируется, поскольку предоставление займа под проценты ниже рыночного уровня не ведет к уменьшению налога, подлежащего уплате в бюджет РФ.

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль у заемщика сумм процентов по займам, полученным у налогового резидента Республики Кипр, величина которых ниже рыночного уровня.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 апреля 2013 г. N 03-01-18/10784

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения "ст. 105.3" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

В соответствии с "п. 1 ст. 105.3" Кодекса в случае если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разд. V.1 Кодекса сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

При этом учет для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в соответствии с "п. 1 ст. 105.3" Кодекса производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением случаев, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с "Кодексом").

Согласно "п. 1 ст. 11" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства, подлежат налогообложению только в этом другом государстве.

Необходимо отметить, что термин "проценты" при использовании в "ст. 11" Соглашения означает доход от долговых требований любого вида независимо от ипотечного обеспечения и права на участие в прибылях должника и, в частности, доход от государственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам ("п. 2 ст. 11" Соглашения).

Таким образом, в случае применения "п. п. 1" и "2 ст. 11" Соглашения учет для целей налогообложения у заемщика сумм процентов по полученным займам, величина которых ниже рыночного уровня, не ведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения "п. 13 ст. 105.3" Кодекса, в указанном случае правила, предусмотренные "разд. V.1" Кодекса, не применяются.

В свою очередь, в соответствии с "п. 3 ст. 11" Соглашения положения "п. п. 1" и "2 указанной статьи" не применяются, если лицо, имеющее фактическое право на проценты, будучи резидентом одного договаривающегося государства, осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве, в котором возникают проценты, через постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству или к постоянной базе. В таком случае применяются положения "ст. ст. 7" или "15" Соглашения в зависимости от обстоятельств.

В случае если положения "п. п. 1" и "2 ст. 11" Соглашения не применяются, учет для целей налогообложения у заемщика сумм процентов по полученным займам осуществляется исходя из фактической ставки с учетом положений "разд. V.1" Кодекса и особенностей, предусмотренных "ст. 269" Кодекса.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

03.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).