Письмо Минфина России от 02.04.2013 N 03-11-11/128

В отношении предпринимательской деятельности по розничной реализации металлических изделий собственного производства через собственный магазин может применяться УСН, но не ЕНВД. В отношении деятельности по оказанию населению услуг по изготовлению металлических изделий в рамках договора бытового подряда может применяться ЕНВД. При одновременном осуществлении на одной и той же площади торгового зала магазина (менее 150 кв. м) деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, в отношении которой применяется УСН, при исчислении ЕНВД учитывается общая площадь торгового зала.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель занимается ковкой и производством металлических изделий (код ОКВЭД "28.4"). ИП применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" для работы с организациями и систему налогообложения в виде ЕНВД для работы с населением, ведет раздельный учет. ИП планирует открыть магазин для реализации продукции собственного производства по индивидуальным заказам населения.

Какая система налогообложения применяется в данном случае? Как распределить площадь магазина при одновременном осуществлении видов деятельности, облагаемых в рамках УСН, и видов деятельности, в отношении которых уплачивается ЕНВД?

Также ИП планирует реализовывать населению металлопрокат через магазин. Какая система налогообложения применяется в данном случае?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 апреля 2013 г. N 03-11-11/128

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в обращении, сообщает следующее.

В соответствии с "пп. 6 п. 2 ст. 346.26" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Согласно "ст. 346.27" Кодекса к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).

Исходя из "ст. 346.27" Кодекса к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Указанной "статьей" Кодекса установлено, что к розничной торговле не относится, в частности, реализация продукции собственного производства (изготовления).

Реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере розничной реализации товаров собственного производства (изготовления) в целях применения "гл. 26.3" Кодекса не признается розничной торговлей и на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.

В связи с этим деятельность индивидуального предпринимателя по розничной реализации металлических изделий собственного производства через собственный магазин на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводиться не может.

При этом индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых им видов деятельности, может применять данный режим налогообложения и в отношении вышеуказанной деятельности при условии соблюдения положений "гл. 26.2" Кодекса.

Кроме того, согласно "пп. 1 п. 2 ст. 346.26" Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским "классификатором" услуг населению.

"Статьей 346.27" Кодекса определено, что к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским "классификатором" услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.

Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным "Постановлением" Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам отнесены услуги, предусмотренные в подгруппе "Ремонт и изготовление металлоизделий" (код "013400").

"Пунктом 1 ст. 730" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору бытового подряда (в рамках которого осуществляется оказание бытовых услуг) подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

Учитывая изложенное, в отношении деятельности в сфере оказания населению (физическим лицам) услуг по изготовлению металлических изделий на основе договоров бытового подряда согласно "пп. 1 п. 2 ст. 346.26" Кодекса может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Предпринимательская деятельность по предоставлению вышеназванных услуг организациям к деятельности по оказанию бытовых услуг населению не относится, и нормы "гл. 26.3" Кодекса на такую деятельность не распространяются.

Одновременно следует отметить, что согласно "ст. 346.29" Кодекса при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя".

При этом порядок распределения площади торгового зала объекта стационарной торговой сети (магазина) при осуществлении на ней одновременно видов предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках упрощенной системы налогообложения, и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых уплачивается единый налог на вмененный доход и используются различные физические показатели (по розничной торговле - "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", по бытовым услугам - "количество работников, включая индивидуального предпринимателя"), "Кодексом" не определен.

В то же время при применении упрощенной системы налогообложения для целей исчисления налога существенны исключительно стоимостные результаты деятельности.

Сумма единого налога на вмененный доход в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг рассчитывается исходя из количества занятых в данной сфере деятельности работников.

Поэтому при одновременном осуществлении на одной и той же площади торгового зала магазина (менее 150 кв. м) видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход (бытовые услуги и розничная торговля покупными товарами), а также видов деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках упрощенной системы налогообложения (реализация товаров собственного производства и оказание услуг организациям по изготовлению металлических изделий), при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении деятельности по розничной реализации покупных товаров следует учитывать общую площадь торгового зала магазина.

Кроме того, положениями "п. п. 6" и "7 ст. 346.26" Кодекса предусмотрено, что при осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с гл. 26.3 Кодекса, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

Также сообщаем, что согласно "Положению" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, и "Регламенту" Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

В соответствии с "Положением" и "Регламентом", если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Исходя из "пп. 1 п. 1 ст. 21" Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В свою очередь, согласно "пп. 4 п. 1 ст. 32" Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

На основании изложенного по вопросу о возможности применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при реализации населению металлопроката через магазин в связи с отсутствием более полной информации о том, каким образом осуществляется данный вид предпринимательской деятельности, следует обращаться в налоговые органы по месту осуществления указанной деятельности.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

02.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).