Письмо Минфина России от 01.04.2013 N 03-02-07/1/10349

Если банк получил от инспекции решение о приостановлении операций по счету организации, но не получил поручение на перечисление налога (пеней, штрафа) в бюджет, он может произвести расчеты по оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, согласно предоставленным организацией расчетным документам. Если расчетные документы поступили в банк раньше поручения на уплату налога, то они исполняются в первую очередь.

Вопрос: 1. Согласно "п. 1 ст. 76" НК РФ приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. При этом приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством РФ, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ.

Очередность списания денежных средств при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к счету требований установлена "п. 2 ст. 855" ГК РФ и применяется с учетом "Постановления" Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П.

Банк применяет следующую очередность списания средств при их недостаточности на счете для удовлетворения всех предъявленных к счету требований.

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производится списание по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

В пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, не относится к платежам первой и второй очереди, на которые приостановление операций в соответствии с "п. 1 ст. 76" НК РФ не распространяется.

Согласно судебной практике ("Постановление" ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2012 N А52-4197/2011, "Постановление" ФАС Западно-Сибирского округа от 22.08.2011 по делу N А81-4699/2010), а также позиции Минфина России в Письмах от 06.11.2012 "N 03-02-07/1-279" и от 09.11.2012 "N 03-02-07/1-285" при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) со счета организации банк вправе выполнить распоряжение клиента о перечислении заработной платы, и если расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше расчетных документов, предусматривающих платежи в бюджетную систему РФ, то при поступлении денежных средств на счет налогоплательщика банк вправе исполнить в первую очередь расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В соответствии со "ст. 134" НК РФ установлена ответственность банка за исполнение банком при наличии у него "решения" налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ, - взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 тыс. руб.

Вправе ли банк не исполнять платежные документы на перечисление/выдачу заработной платы клиента, операции по счету которого приостановлены на основании "решения" налогового органа, если в банке отсутствуют расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему РФ, или если расчетные документы, предусматривающие платежи в бюджетную систему РФ, поступили в банк после расчетных документов о перечислении заработной платы?

Будет ли банк привлечен к ответственности в соответствии со "ст. 134" НК РФ, если исполнит данные платежные документы клиента на перечисление/выдачу заработной платы?

2. В соответствии с "п. 4 ст. 76" НК РФ "решение" о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств налоговый орган направляет в банк в электронной форме. "Решение" об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

В "Письме" ФНС России от 22.10.2012 N АС-4-2/17859 указано, что в случае, когда направление решений о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решений об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в электронном виде не представляется возможным по объективным причинам (например, в случае незаключения банком соглашения с Банком России), налоговый орган может направить указанные решения в бумажном виде.

Вправе ли банк возвратить без исполнения в налоговый орган поступившие на бумажном носителе решения о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств при наличии у банка заключенного с Банком России соглашения об электронном документообороте в рамках исполнения "Положения" Банка России от 29.12.2010 N 365-П "О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде" и потребовать от налогового органа направить указанные документы в электронной форме?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 апреля 2013 г. N 03-02-07/1/10349

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение о применении "ст. 76" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.

1. В соответствии со "ст. 76" Кодекса приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в соответствии с "пп. 2 п. 10 ст. 101" Кодекса.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком ("п. 6 ст. 76" Кодекса).

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено "п. 2 указанной статьи" ("п. 1 ст. 76" Кодекса).

На основании "п. 1 ст. 76" Кодекса приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена "ст. 855" Гражданского кодекса Российской Федерации и "ч. 1 ст. 5" Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

Полагаем, что при наличии у банка "решения" налогового органа о приостановлении операций по счету налогоплательщика-организации, принятого в соответствии с "п. 3 ст. 76" Кодекса, и отсутствии поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа) в бюджетную систему Российской Федерации банк вправе исполнить расчетные документы организации по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

В случае если в период приостановления налоговым органом операций налогоплательщика-организации по счету в банке в соответствии с "п. 3 ст. 76" Кодекса расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, поступили в банк раньше поручения налогового органа на перечисление налога (соответствующих пеней, штрафа), то в первую очередь исполняются расчетные документы по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору.

Ответственность банка, предусмотренная "ст. 134" Кодекса, наступает только в случае, когда при наличии у него "решения" налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) банк исполнил поручение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на перечисление средств, не связанное с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, либо иное платежное поручение, имеющее в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации.

2. В силу "п. 4 ст. 76" Кодекса решения о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке направляются налоговым органом в банк только в электронной форме.

Порядок направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде утвержден "Положением" Банка России от 29.12.2010 N 365-П (далее - Положение).

"Пунктом 1.2" Положения предусмотрено, что поручения и решения налогового органа направляют в электронном виде через Банк России те банки (филиалы банков), которые заключили с Банком России (в лице территориального учреждения Банка России) соглашение согласно указанному Положению.

Вместе с тем в соответствии с указанным "Положением" банки (филиалы банков) вправе прекратить (временно приостановить) обмен сообщениями в электронном виде.

Учитывая изложенное, полагаем, что в случае, если банком заключено указанное соглашение с Банком России и действие этого соглашения не приостановлено, то решения, предусмотренные "ст. 76" Кодекса, должны направляться налоговым органом в банк в электронной форме.

В случае приостановления банком обмена сообщениями в электронной форме в целях соблюдения сроков, установленных "ст. 76" Кодекса, решения налогового органа направляются в банк на бумажном носителе.

"Кодексом" не предусмотрен возврат банком налоговому органу решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банке и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банке в случае получения банком таких решений на бумажном носителе.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

01.04.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).